Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени .
В 1984 году был принят важный документ для общеобразовательной школы – «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Средняя школа стала одиннадцатилетней. Для старшеклассников (10-11 классы) предполагалось 3 направления:
1) 10-11 классы общеобразовательной школы;
2) средние профессионально-технические училища;
3) средние специальные учебные заведения.
В 1984 году были утверждены «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», реформа планировалась на длительный срок и затрагивала все компоненты системы образования на всех уровнях. Реализация основных положений реформы школы должна была привести к улучшению работы педагогов, их подготовки, связи школы, семьи и окружающего школу социума для того, чтобы обеспечить формирование у школьников единства знаний, убеждений и практической деятельности.
В развитии этих решений в городах стали создаваться учебно-производственные комбинаты, где школьники могли получить какую-либо массовую профессию, пройти длительную практику. В промышленных районах школы прикреплялись к предприятиям (базовым) и ученики получали профессиональную подготовку на этих производствах. Учет местных особенностей и запросы в области подготовки местных кадров рабочих массовых профессий определяли работу по профессионализации в этот период. В учебных планах школ точно определялось количество часов на все предметы, факультативы и увеличивалось время на организацию общественно-полезного труда. Большее внимание уделялось практическим и лабораторным работам, приближению их тематики к будущей профессиональной деятельности.
Достаточные средства отпускались в этот период на создание современной базы профессионализации и профориентации учащихся, оборудованию кабинетов, мастерских, лабораторий, обеспечению учителей наглядными пособиями и учебными фильмами. Работа по профориентации и подготовке рабочих кадров массовых профессий имела общесоюзный масштаб, широко освещалась в печати, что делало ее созвучной в этом вопросе практике советской школы 20-х годов. Позитивным итогом стало насыщение некоторых отраслей работниками (в отдаленных от центра страны областях), но затраты на такую работу были достаточно велики и в масштабах страны не окупались. Многие предприятия, обеспеченные кадрами, не стремились к серьезной работе со школьниками, которые, в свою очередь, не стремились на производство. В 1988 году создаются, обсуждаются и принимаются концепция общего среднего образования и «Положение о средней общеобразовательной школе», наметившие новые пути реорганизации школы.
В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и другие школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.
Таким образом, идея профилизации школы не нова. Российская школа имеет достаточно богатый опыт организации профильного обучения, и на новом этапе (начиная с 2004 года) критический анализ его поможет предупредить нежелательные негативные ситуации.
В последние годы многие ведущие страны мира приступили к осуществлению преобразований своих систем образования. Анализ зарубежного опыта профильного обучения дает пеструю и разнообразную картину. Индивидуален, интересен, по-своему эффективен опыт каждой страны. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: “академический”, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и “профессиональный”, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе).
Другое о образовании:
Интеграция предметов в современной школе как психолого-педагогическое
явление
Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с ...
Диагностика уровней сформированности вежливости детей старшего дошкольного
возраста
В данном параграфе нами описаны ход и результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось определение уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился с 01 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г На первом этапе был проведен I констатирующий ...
Влияние подвижных игр при основных отклонениях в состоянии
здоровья младших школьников
Одним из важных вопросов улучшения физической подготовленности младших школьников является поиск эффективных средств и методов, способствующих ускоренному развитию двигательных функций, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. По мнению специалистов, особенно в начальной ш ...