Личностное становление студентов в зависимости от устойчивости выбора профессии

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Личностное становление студентов в зависимости от устойчивости выбора профессии

Страница 1

Процесс профессионального становления рассматривается как проблема поиска смысла собственного существования человека и оценивается как глубинное личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции, построением жизненных планов.

Качество профессионального функционирования личности начинается в вузе и поэтому особую значимость приобретает в студенческом возрасте, который характеризуется высоким уровнем развития самосознания, способности к рефлексии, стремлением к самостоятельному планированию жизни и профессиональной деятельности в ситуации изменяющихся условий (Д.И. Фельдштейн, А.М. Павлова, Ю.П. Поваренков, И.А. Курапова). Поэтому проблема становления личности субъекта деятельности в процессе становления российского общества является остро актуальной.

В последнее время наметилась тенденция к снижению числа студентов с динамичным типом профессиональной мотивации, имеющих установку на карьеру и достижение профессиональной идентичности. Соответственно, возросло число студентов, обладающих ситуационным типом профессиональной мотивации, для которых присуще состояние кризиса и неопределенность предпочтений. Это связано в первую очередь с тем, что, молодой человек находится в процессе постоянного внутриличностного переживания – «несовпадения с самим собой» в многообразно меняющейся социальной действительности (Л.И. Анцыферова). Проблема выбора профессии порождает у молодых людей значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор. Страх перед ответственностью за свою судьбу и свое счастье часто вызывает внутреннюю напряженность и особые неврозы (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, 2007). Повышается роль субъектного начала, когда активность студентов носит разнонаправленный характер. В связи с этим социальное поведение современного человека становится все более не прогнозируемым (Н.И. Леонов).

Адекватные или неадекватные личностные и поведенческие, психологические реакции студенческой молодежи зависят преимущественно от наличия или отсутствия конституционально-типологических предиспозиций, которые обусловливают целостный ответ личности как интегральной индивидуальности.

В этих случаях может наблюдаться конституционально-типологическая, психотипологическая изменчивость в континууме от психологической нормы-акцентуации до пограничной аномальной личности (ПАЛ) и далее до диапазона психопатии.

Возникает необходимость выявления особенностей личностного становления в условиях зависимости от устойчивости предпочтений в выборе профессии студента. Объективная регистрация закономерностей личностно-профессионального становления студента невозможна без многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии, лишь, после чего возможна постановка проблемы адекватного психолого-педагогического воздействия.

Устойчивые профессиональные предпочтения студентов в ходе обучения в вузе оказывают положительное стабилизирующее воздействие на процесс динамики конституционально – психотипологических особенностей в структуре личностного формирования субъекта деятельности. Студенты, находящиеся в континууме нормы-акцентуаций демонстрируют гибкое поведение, активность в постановке и достижении новых задач.

В случае неустойчивости предпочтений выбранной профессии или ошибочного выбора профессии наблюдается аномальная личностная изменчивость от диапазона психологической нормы – акцентуации до пограничной аномальной личности и далее до психопатии.

Студенты с неустойчивыми предпочтениями выбора профессии, относящиеся к диапазону ПАЛ демонстрируют высокие показатели по шкале тревожности у всех представителей психотипов личности, высокий уровень нейротизации. У представителей шизоидного психотипа отмечаются высокие показатели по шкале «интроверсии», что указывает на уход «в себя», отстраненность, аутизацию. Эпилептоидный психотип личности демонстрирует ригидность и качественно высокие показатели по шкале эмансипации. Всем студентам ПАЛ характерным является нарушение дисциплины, выражающиеся в пропусках занятий, невыполнении заданий, сниженный самоконтроль, нарушение саморегуляции.

Студентам, имеющим аномальную личностную изменчивость требуется психолого-педагогическое консультирование, которое стабилизирует создавшуюся ситуацию: большинство студентов с неустойчивыми предпочтениями выбора профессии начинают активное движение к качественно новым задачам, проявляют направленность на ломку старых стереотипов и гибкое решение задачи «пересамоопределения» в создавшейся ситуации.

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку
Поскольку объектом нашего исследования является процесс совершенствования речевых умений, рассмотрим способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку. Как было отмечено в параграфе 1.2, в процессе обучения устной речи учащиеся овладевают умениями логично и последовательно ...

Программа работы с одаренной молодежью в СГУ
Организация работы с одаренными учащимися в системе довузовской подготовки С целью совершенствования механизмов выявления, отбора одаренных школьников – будущих студентов университета, создания условий для развития их творческих возможностей целесообразно: - реализовать сетевой подход к объединению ...

Развитие мышления и речи на уроках математики
Способность четко, логически совершенно мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждается руководитель предприятия и рабочий, ученый и инженер, педагог и экономист, врач и агроном. Вот почему вопросы развития мышления и речи являются одними из основн ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edakam.ru