Личностное становление студентов в зависимости от устойчивости выбора профессии

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Личностное становление студентов в зависимости от устойчивости выбора профессии

Страница 1

Процесс профессионального становления рассматривается как проблема поиска смысла собственного существования человека и оценивается как глубинное личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции, построением жизненных планов.

Качество профессионального функционирования личности начинается в вузе и поэтому особую значимость приобретает в студенческом возрасте, который характеризуется высоким уровнем развития самосознания, способности к рефлексии, стремлением к самостоятельному планированию жизни и профессиональной деятельности в ситуации изменяющихся условий (Д.И. Фельдштейн, А.М. Павлова, Ю.П. Поваренков, И.А. Курапова). Поэтому проблема становления личности субъекта деятельности в процессе становления российского общества является остро актуальной.

В последнее время наметилась тенденция к снижению числа студентов с динамичным типом профессиональной мотивации, имеющих установку на карьеру и достижение профессиональной идентичности. Соответственно, возросло число студентов, обладающих ситуационным типом профессиональной мотивации, для которых присуще состояние кризиса и неопределенность предпочтений. Это связано в первую очередь с тем, что, молодой человек находится в процессе постоянного внутриличностного переживания – «несовпадения с самим собой» в многообразно меняющейся социальной действительности (Л.И. Анцыферова). Проблема выбора профессии порождает у молодых людей значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор. Страх перед ответственностью за свою судьбу и свое счастье часто вызывает внутреннюю напряженность и особые неврозы (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, 2007). Повышается роль субъектного начала, когда активность студентов носит разнонаправленный характер. В связи с этим социальное поведение современного человека становится все более не прогнозируемым (Н.И. Леонов).

Адекватные или неадекватные личностные и поведенческие, психологические реакции студенческой молодежи зависят преимущественно от наличия или отсутствия конституционально-типологических предиспозиций, которые обусловливают целостный ответ личности как интегральной индивидуальности.

В этих случаях может наблюдаться конституционально-типологическая, психотипологическая изменчивость в континууме от психологической нормы-акцентуации до пограничной аномальной личности (ПАЛ) и далее до диапазона психопатии.

Возникает необходимость выявления особенностей личностного становления в условиях зависимости от устойчивости предпочтений в выборе профессии студента. Объективная регистрация закономерностей личностно-профессионального становления студента невозможна без многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии, лишь, после чего возможна постановка проблемы адекватного психолого-педагогического воздействия.

Устойчивые профессиональные предпочтения студентов в ходе обучения в вузе оказывают положительное стабилизирующее воздействие на процесс динамики конституционально – психотипологических особенностей в структуре личностного формирования субъекта деятельности. Студенты, находящиеся в континууме нормы-акцентуаций демонстрируют гибкое поведение, активность в постановке и достижении новых задач.

В случае неустойчивости предпочтений выбранной профессии или ошибочного выбора профессии наблюдается аномальная личностная изменчивость от диапазона психологической нормы – акцентуации до пограничной аномальной личности и далее до психопатии.

Студенты с неустойчивыми предпочтениями выбора профессии, относящиеся к диапазону ПАЛ демонстрируют высокие показатели по шкале тревожности у всех представителей психотипов личности, высокий уровень нейротизации. У представителей шизоидного психотипа отмечаются высокие показатели по шкале «интроверсии», что указывает на уход «в себя», отстраненность, аутизацию. Эпилептоидный психотип личности демонстрирует ригидность и качественно высокие показатели по шкале эмансипации. Всем студентам ПАЛ характерным является нарушение дисциплины, выражающиеся в пропусках занятий, невыполнении заданий, сниженный самоконтроль, нарушение саморегуляции.

Студентам, имеющим аномальную личностную изменчивость требуется психолого-педагогическое консультирование, которое стабилизирует создавшуюся ситуацию: большинство студентов с неустойчивыми предпочтениями выбора профессии начинают активное движение к качественно новым задачам, проявляют направленность на ломку старых стереотипов и гибкое решение задачи «пересамоопределения» в создавшейся ситуации.

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Понятие дидактических принципов обучения и их классификация
Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это ...

Организация обучения элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Новая концепция детства и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи и педагога, формирующих у детей эстетическое отношение к миру. Развить эти природные задатки призван взрослый: научить ребенка «активно» видеть красоту действительности, природного окружения и произведений ...

Исторические и методические аспекты проблемы преподавания математики в России
Долгое время история математического образования не являлась специальным объектом научных исследований, и ее отдельные грани освещались либо в рамках истории развития различных учебных заведений, либо в контексте истории математики, либо на фоне материалов, посвященных персоналиям. Поэтому отрадно ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru