Способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку

Страница 1

Поскольку объектом нашего исследования является процесс совершенствования речевых умений, рассмотрим способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку.

Как было отмечено в параграфе 1.2, в процессе обучения устной речи учащиеся овладевают умениями логично и последовательно высказываться в связи с ситуацией общения, а также в связи с увиденным, услышанным, прочитанным, используя при этом элементы описания, повествования и рассуждения, аргументировано выражая свое отношение к предмету высказывания.

Старший этап носит ярко выраженную коммуникативную направленность. Задача этого этапа заключается в дальнейшем совершенствовании умений устного общения и в расширении сферы общения учащихся путём включения новых тем. На старшем этапе обучения учащиеся закрепляют знания, навыки и умения, приобретенные ими за предыдущий период .

На завершающем этапе обучения происходит совершенствование умений учащихся пользоваться различными приемами обогащения их словарного запаса, расширение их потенциального словаря и лингвистических знаний. На первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения учащимися новой информации, которая бы по-иному представляла известные им факты, расширяла их информированность в различных областях знаний, вводила в новые сферы их применения.

По Е.И. Пассову, для развития речевого умения должного уровня необходимо наличие речемыслительной задачи, наличие естественной мотивации, наличие естественной ситуации как стимула, личностная индивидуализация, свободная вариативность, новизна ситуации, самостоятельность говорящего .

Формирование речевого умения – сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Я.М. Колкер разделяет учебный процесс на шесть звеньев, которые можно рассматривать как этапы или стадии формирования речевого умения.

Первые четыре звена направлены на формирование навыков. Поскольку темой данной работы является развитие речевых умений, а не навыков, оставим суть этих звеньев без подробностей. Пятое звено является переходным от навыка к умению. Оно предполагает порождение или восприятие только связных высказываний. Специфика этого звена состоит в намеренном создании условий для проверки навыка.

Шестое звено, принадлежащее к этапу речевой практики, отличается от пятого, прежде всего, тем, что учебная задача использования конкретного языкового материала больше не находится в центре внимания ученика, будучи вытесненной на уровень так называемого сознательного контроля. Языковой материал может и здесь предлагаться учащимся, но не навязчиво; преподаватель не требует непременного употребления тех или иных конструкций или идиоматических оборотов, при этом важно так сформулировать речевую задачу, чтобы подвести учащихся к необходимости употребления языкового материала .

Организуя устно-речевое общение на уроке, следует иметь в виду, что оно может быть имитирующим реальное речевое общение (например, составление и разыгрывание диалогов по аналогии, по ключевым словам и др.), «симулирующим» общение в ситуациях естественной коммуникации (например, ролевая или деловая игра) и аутентичным (высказывание «от своего собственного лица»).

Следуя закономерностям обучения иностранному языку, мы должны стремиться выйти на уровень аутентичного общения. Упражнения, соответствующие имитирующему виду общения, имеют, как правило, репродуктивный характер. Второй и третий виды общения предполагают использование упражнений как репродуктивно-продуктивных, так и (что является главным) продуктивных .

Развитие умений монологической речи на репродуктивном и репродуктивно-продуктивном уровнях осуществляется в процессе построения учащимися монологических высказываний с опорой на образец: ключевые слова и предложения, план, логическую схему и т.д. При этом можно рекомендовать выполнение большинства репродуктивных упражнений сначала письменно, затем устно, чтобы школьники лучше усваивали необходимый материал.

Что касается продуктивных упражнений, они не являются по своему характеру жестко управляемыми со стороны учителя/учебника. Их цель – научить школьников связному высказыванию без опоры на образец. В данном случае речь идет о переносе обсуждаемых проблем на собственный опыт ученика и на его жизненные знания. Однако не следует полагать, что при выполнении упражнений репродуктивного характера все внимание направлено исключительно на языковую форму высказывания с целью ее усвоения, а продуктивного – исключительно на содержание. Хотя репродуктивные упражнения и имеют цель – научить учащихся правильно в языковом и структурном отношениях строить монологическое и диалогическое высказывание, внимание школьников в процессе их выполнения должно быть также направлено, прежде всего, на содержательную сторону продуцируемого текста.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5–6 классов
Шестой класс, 11–12 лет, – период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, возникновения познавательных интересов. Рассматривая особенности учебной деятельности и умственное развитие подростка, В.А. Крутецкий отмечает, что в процессе овладения основами наук не только обогащ ...

Исторические вопросы методики преподавания математики в России
Математическое образование в России находилось в 9—13 веках на уровне наиболее культурных стран Восточной и Западной Европы. Затем оно было надолго задержано монгольским нашествием. В 15—16 веках в связи с укреплением Русского государства и экономическим ростом страны значительно выросли потребност ...

Теоретические основы исследования проблемы развитие речи младших школьников
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru