В настоящее время проходит модернизация школьного образования. Россия все больше становится страной, открытой миру, где строится рыночная экономика и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и личной ответственности. Эти фундаментальные процессы, изменяющие российскую действительность, «разворачиваются» в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию постиндустриального и информационного общества.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования.
Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.
К числу дополнительных инновационных изменений относятся:
введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;
организация информационной работы и профильной ориентации
старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;
изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся,
заканчивающих вторую ступень основной школы;
построение рейтинговой оценки ученика, поступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю; все это дополняется портфелем индивидуальных достижений - «портфолио».
Каждая из перечисленных инноваций при ее реализации в практике потребует конкретизации и доработки. Например, каким образом фиксировать достижения учеников, как и на базе каких учреждений проводить рейтинговые состязания, как решать спорные вопросы с помощью МЭК (муниципальная экзаменационная комиссия) и т.д. Это сложный и длительный процесс работы над содержанием системы предпрофильного обучения.
Цель исследования – анализ состояния профильного географического образования в школе.
Объектом исследования является система профильного обучения.
Предмет исследования - профильное обучение в географическом образовании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- анализ опыта внедрения профильного обучения в школах г. Комсомольска-на-Амуре.
Цели и задачи работы реализуются посредством использования следующих методов:
- теоретического (реферативный, статистический, математический);
- эмпирического (изучение опыта школ, анкетирование учителей и учащихся).
Научная новизна работы: обобщен материал по реализации профильного географического образования в школах г. Комсомольска-на-Амуре, разработаны методические рекомендации эффективной реализации профильного обучения.
База исследования: школы г. Комсомольска-на-Амуре.
Апробация и внедрение работы: работа прошла предзащиту на кафедре географии. Ранее по данной теме была защищена курсовая работа.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут стать толчком к подобным исследованиям другими педагогами. Работа может быть использована в качестве теоретического источника информации, пособием по данному вопросу (т.е. по профильному обучению).
Другое о образовании:
Особенности развития детей в младшем школьном возрасте, влияющие на
необходимость осуществления социальным педагогом психотерапевтической функции
Младший школьный возраст – период жизни ребенка примерно от 6 – 7 до 10 – 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах и среднем звене современной школы . Р.П. Ефимкина в книге «Детская психология» говорит о том, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведе ...
Формированпие экологической этики в современной теории социума
Термин «этика окружающей среды» – фактически целая область, - феномен, возникший недавно, действительно ставший актуальным только последние несколько десятилетий, хотя многие конкретные опасения или философские нити, касательно этих проблем, разрабатывались в течение различных столетий. Этика окруж ...
Способы эффективного взаимодействия учителей и учащихся в образовательной
среде школы
В каждой школе работает много учителей, которые, даже принимая общую концептуальную установку на максимальное развитие личности ребенка обучающегося по развивающей системе обучения, реализуют ее по-своему, более или менее адекватно ее содержанию. Так, для смягчения жесткой установки школы учитель о ...