Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения

Новая педагогика » Профильное образование в обучении школьной географии » Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения

Страница 1

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обуче­нию учащихся.

Еще М.В. Ломоносов отмечал, что задача гимназии - способствовать выпускникам приступить к занятиям высшего порядка. Перестраивая гимназию, М.В.Ломоносов выделил две ступени: ординарную и экстраординарную школы. Ординарная школа имела три класса, каждый из которых отличался продолжительностью обучения и набором изучаемых предметов. Экстраординарная имела отделения по изучению языков.

М.В. Ломоносов разработал учебный план, в котором школьные предметы делились на обык­новенные и дополнительные. Дополнительные предметы не долж­ны были изучать менее способные ученики или «великовозрастные» (таблица 1, 2.).

Таблица 1

Основные предметы

Класс

Предметы обыкновенные

Русский язык

Латинский язык

Начатки философии и математики

Старший

Стилистические упражнения

в прозе и стихах и толкование текстов

Стилистические упражнения

в прозе и стихах

Излагаются правила логики

Средний

Грамматика и риторика

Заканчивается грамматика, толкование авторов

Преподается геометрия и география

Низший

Упражнения в быстром и правильном чтении, в письме

Первые основы латинского языка

Изучаются арифметические действия

Таблица 2

Дополнительные предметы

Класс

Предметы обыкновенные

Греческий язык

Немецкий язык

Французский язык

Старший

Обучение греческому языку. После в университете каждый по собственному почину может завершить его у профессора

Занимаются стилистикой и переводами на немецкий язык

Стилистика и переводы

Средний

Излагается немецкая грамматика

Грамматика

Н.И. Пирогов, предвидя потребность России в культурных, грамотных людях, составил проект школьной системы, в котором должны были сочетаться реальное и классическое образова­ние. Важный принцип построения будущей школьной системы — преемственность (Таблица 3).

Таблица 3.

Система образования по Н.И. Пирогову

Университет или высшие учебные заведения

Классическая гимназия (срок обучения 5 лет)

Классическая прогимназия (4 года)

Высшие специальные учебные заведения

Реальная гимназия (3 года)

Реальная прогимназия (4 года)

Элементарная (начальная) школа (2 года)

Первая ступень школы должна быть общей для всех слоев населения. Из элементарной школы, обучение в которой ограничивалось двумя годами, учащиеся могли идти только прямо в «жизнь» или в прогимназию. После единой начальной двух­годичной школы Пирогов предлагал получение дальнейшего обра­зования через прогимназии и гимназии (реальные и классические) с выходом в высшие специальные учебные заведения. Прогимназии в предлагае­мой Пироговым системе образования делились на два типа — реаль­ные и классические с четырехлетним сроком обучения. Важно и то, что если ученик окончил реальную прогимназию и у него изме­нились планы, он имел право поступать в третий класс классичес­кой прогимназии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Пути сплочения коллектива
У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Работа по достижен ...

История становления классного руководства в российской школе
До 1917 в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских — классные дамы (осуществлявшие главным образом надзор за поведением учащихся). После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей ст ...

Возможности применения социометрии в группе дошкольников
Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих не ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru