Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения

Новая педагогика » Профильное образование в обучении школьной географии » Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения

Страница 2

Образование в реальных гимназиях Пирогов предназначал для того, чтобы удовлетворить потребности хозяйственной, экономической жизни той местности, где находилось учебное заведение. Поэтому выбор ре­альных учебных предметов мог соотноситься с особенностями местно­го края. В классических гимназиях главной задачей было изучение человека, его творческих способностей и духовного развития.

До середины XVIII в. в России дифференциация обучающихся осуществлялась по следующим направлениям: церковное или светское, сословное, мужское или женское. Реформа 1786г. привела к появлению большого числа разнообразных учебных заведений: мужские гимназии, женские гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища. Указ 1864г. предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классической и реальной. Перед классической гимназией ставилась цель – дать общее образование, обеспечить поступление в университет. Реальные гимназии имели своей задачей обеспечение общего образования, необходимого как для практической деятельности, так и для поступления в специальные высшие учебные заведения. До 1889 года учащиеся реальных училищ получали общее образование до пятого класса. С пятого класса разделение происходило по двум направлениям - коммерческому и основному, которое включало разные курсы. Учащиеся 7 класса могли выбирать: общее, механическое и химическое отделение. При министре Боголепове был составлен проект преобразования реальных училищ, сущность которого заключалась в следующем: реальные училища должны быть строго общеобразовательными, гуманитарно-реальными и носить национальный характер, училище становилось единой школой, дающей систематическое реальное и общее образование, одинаковое для всех учащихся. В 1888 г. реальные училища были реорганизованы: механико-техническое и химико-техническое отделения были упразднены, и сами училища превращены в средние общеобразовательные учебные заведения, дававшие учащимся по математике, физике и естествознанию значительно больший объем знаний, чем классические гимназии .

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-1916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П. Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную.

В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения, и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

Советская школа 20-х годов разработала значительное количество направлений в области профильной подготовки. Эти варианты можно разделить на однопрофильные: школы крестьянской молодежи (ШКМ), школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и многопрофильные (8-9 классы школы второй ступени). С 1925 года в ШКМ и ФЗУ учились соответственно дети крестьян, сельская молодежь и городские учащиеся, работавшие на промышленных предприятиях. Поступали в данные школы после окончания школы 1-ой ступени, учились три-четыре года. Сам профиль школ предполагал получение профессий и занятие трудом в сельском хозяйстве и промышленности. Школы крестьянской молодежи в силу социально-культурной ситуации в деревне 20-х годов становились культурным центром, распространявшим знания среди всего населения. Школы фабрично-заводского ученичества были оборудованы лучше, чем любые другие школы этого периода, имели подготовительные мастерские, где учащиеся осваивали различные трудовые приемы и лишь, потом переходили на работу в цеха предприятий. На учебу (3 часа в день) они приходили после шестичасовой работы на предприятии.

В 1925 году был введен профессиональный уклон в школах-девятилетках (8-9 классы), но срок обучения мог быть продлен в зависимости от профессии, которая была востребована в данном районе. Уклонов могло быть очень много (50 и более) – сельскохозяйственный, педагогический, индустриальный, кооперативный, библиотечный и т.п.

В 1934 г. ЦК ВКП (б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс
Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности. Человек как творение и как существо является типичным ...

Проблема развития детского изобразительного творчества
«Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества.». Г. Г. Григорьева также говорит о том, что проблема детского творчества в истор ...

Общая характеристика сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
В работах по специальной психологии умственно отсталых детей подчеркивается, что основным признаком этого состояния является недоразвитие познавательной стороны деятельности. Недоразвитие и недостатки познавательной деятельности проявляются и в сенсорно-перцептивном освоении умственно отсталыми дет ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru