Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения

Новая педагогика » Профильное образование в обучении школьной географии » Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения

Страница 5

Покидая основную школу, норвежские учащиеся оказываются перед необходимостью сделать важный выбор: какой профиль обучения избрать и в какую старшую школу поступить. В старших школах отсутствуют вступительные экзамены. Таким образом, каждый учащийся может поступить в любую старшую школу, если там существуют интересующие его профили и имеется достаточно мест для всех желающих.

Во Франции профилизация обучения в сред­ней школе осуществляется более ста лет. За пос­ледние десятилетия в ней произошли суще­ственные изменения. В настоящее время она со­стоит из последовательных этапов обучения: начальная - элементарная школа, неполная средняя школа - коллеж, полная средняя шко­ла - лицей.

Дифференцированное обучение французских школьников официально начинается в коллеже, но необходимые предпосылки для распределения учащихся по направлениям учебы создаются уже на начальном, формально едином этапе обучения. Коллеж провозглашен единым типом массовой средней школы, в нем формально ликвидировано существовавшее ранее деление на классическое и реальное отделения,

Первые два года обучения в коллеже (6-й и 5-й классы по французской нумерации) - «цикл наблюдения». Его задача - «закрепить и дополнить начальное образование, обеспечить усвоение основ среднего образования».

Следующие два года (4-й и 3-й классы) - «цикл ориентации», призванный ориентировать уча­щихся на последующие виды обучения. Это осу­ществляется с помощью факультативных дис­циплин: древних языков, иностранных языков, технологии. Выбор одного из них обязателен. Этот выбор фактически предопределяет даль­нейший характер обучения. Для одних - это гу­манитарные или естественно-научные секции полной средней школы - лицея, для других тех­нологические секции лицея или перевод в про­фессионально-технические учебные заведения.

Завершающий этап полного среднего образо­вания во Франции - лицей. Цели, поставленные перед лицеем, направле­ны как на развитие личности, так и на содействие научно-техническому, экономическому и соци­ально-культурному развитию нации в условиях технологической цивилизации. В настоящее время существуют три типа ли­цеев, дающих полное среднее образование: ли­цеи общего образования, технические лицеи и по­ливалентные, в которых имеются и общеобразо­вательные, и технические секции. Первый год лицея общий для всех учащихся и носит название «класс определения». Основное место в учебном плане занимают общеобразовательные предметы, обязательные для всех уча­щихся: французский язык, иностранный язык, математика, физические науки, естествознание, история, география, граждановедение, физкуль­тура. Обязательные дисциплины должны дать уча­щимся необходимую образовательную подготов­ку, готовя тем самым будущую специализацию в 1-м и в выпускном классе.

Кроме общих для всех предметов во 2-м классе лицея изучаются предметы, опреде­ляющие специализацию, направление учебы в 1-ом выпускном классах и дальнейшее продол­жение учебы в высших учебных заведениях. Су­ществуют две группы предметов, из которых нуж­но выбрать специализацию. Выбор предмета из первой группы (дисциплины технологического содержания) ведет к техническим дипломам; из второй группы - к дипломам общего образования или техническим - административное управление, делопроизвод­ство, конторское дело; информатика.

Задачи специализирован­ных дисциплин — расширить и дополнить обще­образовательную подготовку и вместе с тем дать направление будущей специализации. Наличие разнообразных специализирован­ных дисциплин во втором классе лицея в целом отвечает различным способностям, склонностям и интересам лицеистов: академический характер одних имеет в виду будущие занятия в высшей школе. Технико-технологические дисциплины помогают подготовке лицеистов к профессиям, не требующим высшего образования, или ведут к включению в производственную деятельность.

Для большинства выпускников лицея получе­ние диплома бакалавра не означает окончания учебы, они продолжают учебу. Существуют четыре основных направления дальнейшей уче­бы: двухгодичные подготовительные классы выс­ших учебных заведений, университеты, обучение в специализированных высших технических секциях и институтах, готовящих инженерные кадры.

Особая черта профильного обучения стар­шеклассников в школах Франции, которая до­вольно примечательна для российской школы, в условиях ее модернизации на современном эта­пе, - проведение в лицеях постбакалавриатских курсов, которые классифицируются как высшее образование и длятся в основном два года. Неко­торые из них готовят учащихся к конкурсным вступительным экзаменам в ведущие универси­теты. Таким образом, отмеченные выше тенден­ции профильного обучения во французской пол­ной средней школе свидетельствуют о том, что основной поиск науки и практики ориентирован на развивающие возможности человека, успеш­ность его социализации и адаптации в изменяю­щемся мире, на включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Особенности моторного и речевого развития детей с детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные струк­туры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Ни­китиной (1972), 1.71 на 1000 дет­ского населения. Мастюкова Е.М. ...

Особенности общения дошкольников со сверстниками
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстни ...

Формирование у старшеклассников навыков целеполагания и мотивов самоопределения
На сегодняшний день выпускники общеобразовательных школ сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у учащихся. В ходе работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru