Включенность личности в коллектив

Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Страница 1

Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию.

В социальной психологии при изучении малой группы место человека в системе психологических отношений с дру­гими людьми рассматривается на уровнях социальных ста­тусов, ролевого поведения и жизненных позиций личности — исходных элементов социального опыта, которые в опреде­ленной мере отражают социально-психологическую характе­ристику личности в группе. Для изучения организованного коллектива в этой характеристике необходима и другая точ­ка отсчета, которая бы не только определяла место лично­сти в организационной структуре, но показала, как эта лич­ность непрерывно персонифицирует на себя организован­ность и осуществляет необходимые для сохранения органи­зации действия. Понятия микросоциологического уровня объ­яснений этой персонификации не дают.

Термин «включенность личности в организацию» сходен с рядом социально-психологических понятий, отражающих положение личности в коллективе, поэтому необходимо их соответствующее разведение. Так, ролевая концепция лич­ности, характеризующая роли как «предписанные . соци­альной организацией права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения», сосредоточивает внимание на «объективной стороне деятельности и поведе­нии личности .», когда «творческое начало в этой деятель­ности сводится исключительно к активности приспособления, адаптации». Включенность же пред­полагает успешное выполнение своей роли в группе, прояв­ление большей инициативы, чем та, которая ожидается от личности.

Социально-психологическое понятие «статус личности» также не может в полной мере дать объяснение организа­ционных отношений и взаимодействия человека в организа­ционной социальной общности, поскольку социометрический статус отражает только положение члена группы в системе межличностных отношений, определяемое числом предпоч­тений, отданных остальными членами группы по деловому и эмоциональному критерию, тогда как организованность коллектива в основном характеризуется отношениями нор­мативными — системой ответственных отношений и взаимо­действия во взаимозависимой деятельности.

Наиболее близким понятием, составляющим социально-психологическую характеристику личности, является «пози­ция личности» — «отношение человека к системе норм, пра­вил, шаблонов поведения .». Конечно, пози­ция личности в определенных аспектах характеризует ее ак­тивность в организационной системе. Но вместе с тем орга­низационные отношения и взаимодействие членов коллекти­ва, находясь в постоянном видоизменении, как раз предпо­лагают отход от шаблонов, направленных на сохранение и поддержание организации (или, наоборот, на внедрение дез­организации).

Включенность следует понимать как адекватное или не­адекватное участие личности в жизнедеятельности коллек­тива, в реализации его целей. В случае адекватного участия у учащегося проявляются инициатива, активность, стремле­ние внести как можно больший вклад в коллективные дела, действовать так, чтобы поддержать «организационный дух» коллектива. В случае же неадекватного участия проявляет­ся либо безотчетное следование за коллективом («Я, как другие»), либо равнодушное отношение к нему вплоть до негативного («Ну, я вам покажу, вы меня еще узнаете .»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ
Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые использует дошкольный педагог в своей работе. Прежде всего, это комплексные занятия . Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Их можн ...

Урок как основная форма обучения изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать нескол ...

Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста
К моменту поступлению детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического различия. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, могут уже по-р ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru