Включенность личности в коллектив

Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Страница 1

Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию.

В социальной психологии при изучении малой группы место человека в системе психологических отношений с дру­гими людьми рассматривается на уровнях социальных ста­тусов, ролевого поведения и жизненных позиций личности — исходных элементов социального опыта, которые в опреде­ленной мере отражают социально-психологическую характе­ристику личности в группе. Для изучения организованного коллектива в этой характеристике необходима и другая точ­ка отсчета, которая бы не только определяла место лично­сти в организационной структуре, но показала, как эта лич­ность непрерывно персонифицирует на себя организован­ность и осуществляет необходимые для сохранения органи­зации действия. Понятия микросоциологического уровня объ­яснений этой персонификации не дают.

Термин «включенность личности в организацию» сходен с рядом социально-психологических понятий, отражающих положение личности в коллективе, поэтому необходимо их соответствующее разведение. Так, ролевая концепция лич­ности, характеризующая роли как «предписанные . соци­альной организацией права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения», сосредоточивает внимание на «объективной стороне деятельности и поведе­нии личности .», когда «творческое начало в этой деятель­ности сводится исключительно к активности приспособления, адаптации». Включенность же пред­полагает успешное выполнение своей роли в группе, прояв­ление большей инициативы, чем та, которая ожидается от личности.

Социально-психологическое понятие «статус личности» также не может в полной мере дать объяснение организа­ционных отношений и взаимодействия человека в организа­ционной социальной общности, поскольку социометрический статус отражает только положение члена группы в системе межличностных отношений, определяемое числом предпоч­тений, отданных остальными членами группы по деловому и эмоциональному критерию, тогда как организованность коллектива в основном характеризуется отношениями нор­мативными — системой ответственных отношений и взаимо­действия во взаимозависимой деятельности.

Наиболее близким понятием, составляющим социально-психологическую характеристику личности, является «пози­ция личности» — «отношение человека к системе норм, пра­вил, шаблонов поведения .». Конечно, пози­ция личности в определенных аспектах характеризует ее ак­тивность в организационной системе. Но вместе с тем орга­низационные отношения и взаимодействие членов коллекти­ва, находясь в постоянном видоизменении, как раз предпо­лагают отход от шаблонов, направленных на сохранение и поддержание организации (или, наоборот, на внедрение дез­организации).

Включенность следует понимать как адекватное или не­адекватное участие личности в жизнедеятельности коллек­тива, в реализации его целей. В случае адекватного участия у учащегося проявляются инициатива, активность, стремле­ние внести как можно больший вклад в коллективные дела, действовать так, чтобы поддержать «организационный дух» коллектива. В случае же неадекватного участия проявляет­ся либо безотчетное следование за коллективом («Я, как другие»), либо равнодушное отношение к нему вплоть до негативного («Ну, я вам покажу, вы меня еще узнаете .»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Технологии виртуального класса
Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), — хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т.д. через виртуальное общение. В связи с ростом популярности совме ...

Способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку
Поскольку объектом нашего исследования является процесс совершенствования речевых умений, рассмотрим способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку. Как было отмечено в параграфе 1.2, в процессе обучения устной речи учащиеся овладевают умениями логично и последовательно ...

К проблеме организации процесса экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении
Экологическое воспитание дошкольников является составной частью нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убежде ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edakam.ru