Опыт работы Европа-школы

Страница 6

Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающегося в зависимости от того, какие и сколько действий для решения проблемы он осуществляет. В.А.Крутецкий предложил схему уровней проблемности обучения в сопоставлении с традиционным на основании разделения действий учителя и ученика.

Возникновение программированного обучения связано с именем Б.Ф.Скиннера, который в 1954 году призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счёт управления этим процессом. Категория управления рассматривается в качестве центральной для программирования: «Истинная проблема заключается в том, чтобы на все ступенях образования обучение было с хорошим управлением, включая и начальную школу и даже дошкольные учреждения».

В основе программированного обучения лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в ходе выполнения главного элемента программированного обучения – обучающей программы, представляющей собой упорядоченную последовательность задач. Для программированного обучения существенно наличие «дидактической машины». В этом обучении в определённой мере реализуется индивидуальный подход как учёт характера освоения обучающимся программы.

Однако главным остаётся то, что процесс усвоения, выработки умения управляется программой.

Различают 3 основные формы программирования: линейное, разветвлённое и смешанное.

В основе хронологически первой формы программирования – линейной, лежит бихевиористское понимание научения как установления связи между стимулом и реакцией. Правильный шаг обучающегося в этой форме обучения подкрепляется, что служит сигналом к дальнейшему выполнению программы. Как свидетельствует В.Оконь, линейная программа, в понимании Скиннера, характеризуется следующим:

- дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом;

- вопросы или пробелы, содержащиеся в отдельных рамках программы, не должны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;

- учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимую информацию;

- в ходе обучения учащиеся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы;

- все обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном для него темпе;

- значительное в начале программы число указаний, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается;

- во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы.

Разветвлённое программирование отличается от линейного множественностью выбора шага. Оно ориентировано не столько на безошибочность действия, сколько на уяснение учителем причины, которая может вызвать ошибку. Соответственно разветвлённое программирование требует умственного усилия от обучающегося, по сути, оно является «управлением процессом мышления». Подтверждением правильности ответа является в этой форме программирования обратная связь, а не только положительное подкрепление. Разветвлённая программа может представлять собой большой текст, содержащий много ответов на вопрос к нему. Предлагаемые в «рамках» развёрнутые ответы либо здесь же оцениваются как правильные, либо отклоняются, и в том и в другом случае сопровождаясь полной аргументацией. Если ответ неправилен, то обучающему предлагается вернуться к исходному тексту, подумать и найти другое решение. Если ответ правильный, то далее предлагаются уже по тексту ответа следующие вопросы и т.д. Как отмечает В.Оконь, вопросы, в понимании Кроудера, имеют целью:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое о образовании:

Уравнения колебания струны
Будем считать, что струна обладает постоянной линейной плотностью r и растянута силой натяжения P. Направление оси x выберем вдоль положения равновесия струны, через y обозначим поперечное отклонение в точке x в момент времени t. Предполагается, что угол наклона ¶y/¶x кривой, образованный струной в ...

Понятия «игра» и «игровая деятельность»
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них, прежде всего, ...

Модель воспитания в Афинах и Спарте
В античные времена существовали две модели воспитания – афинская и спартанская. Они резко отличались целями, методами, средствами и результатами воспитания. Афинская модель предполагала гармоничное воспитание личности, включающее умственное, физическое, эстетическое, нравственное развитие. Афиняне ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru