Опыт работы Европа-школы

Страница 3

Но это не означает, что мы против дифференцированного обучения, как уровневого, так и профильного, начиная со средних классов. В этом случае сам ученик определяет характер своего образования, его уровень и профиль в соответствии со своими способностями, интересами и склонностями. А главное – он в этом случае не чувствует себя неудачником и не является им.

2. Второе направление более серьёзное. Это создание классов и школ развивающего обучения по Занкову, по Эльконину – Давыдову и т.д. Быстро возник настоящий бизнес на этой почве: издание огромного числа различных учебников, пособий для детей и учителей. Были созданы разнообразные курсы по переподготовке учителей для обучения по той или иной методике развивающего обучения.

Ещё в 20-е годы Л.С.Выготский установил, что развитие всякой психической функции, в том числе интеллекта ребёнка, происходит через зону ближайшего развития, когда ребёнок умеет что-то делать лишь в сотрудничестве со взрослым, и лишь затем переходит на уровень актуального развития, когда это действие он уже может выполнять самостоятельно. Л.С.Выготский подчёркивал, что в школе ребёнок должен обучаться не тому, что может делать самостоятельно, а лишь тому, что он может делать в сотрудничестве с учителем, под его руководством, при этом главной формой обучения является подражание в широком смысле. Поэтому он считал, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой».

Следует иметь в виду, что Л.С.Выготский не имел возможности провести какие-либо экспериментальные исследования на основе своей теории. Только в конце 50-х годов ученики Выготского смогли, наконец начать экспериментальные исследования с целью подтверждения теории своего учителя. Почти одновременно группы психологов под руководством Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, Н.А.Менчинской и П.Я.Гальперина начали проводить в школах экспериментальные исследования. Все эти учёные были верными учениками Л.С.Выготского, но каждый из них по-своему трактовал теоретические положения своего учителя.

Л.В.Занков ставил цель доказать с помощью широкого формирующего эксперимента в большом числе начальных классов справедливость теории Л.С.Выготского, что обучение ведёт за собой развитие ребёнка. Для этого он разработал принципы начального обучения, вытекающие из теории Выготского, и в соответствии с ними разработал содержание и методику обучения в начальной школе, которая в наибольшей степени способствовала бы общему психическому развитию детей. В качестве показателей общего психического развития он принял уровень развития у детей наблюдательности, мыслительной деятельности и практических действий. В результате экспериментов Л.В.Занков пришёл к выводу, что законы развития ребёнка во многом зависит от построения обучения и воспитания в школе, что учащимся вполне доступен достаточно сложный и обширный учебный материал, и усвоение всей программы начального обучения возможно за 3 учебных года вместо обычных 4.

В ином плане производилось исследование проблемы обучения и развития под руководством Н.А.Менчинской. Главное внимание отводилось умственному развитию школьников, а основным средством для этого использовалось совершенствование методики обучения. На основе этих исследований, в частности, были созданы пособия по математике для начальной школы М.И.Моро с соавторами. Эти пособия используются во многих школах до сих пор.

Группа психологов под руководством Д.Б.Эльконина рассматривала развитие главным образом как умственное, а основным средством, обеспечивающим такое развитие, Эльконин считал содержание обучения. Поэтому в экспериментальных школах коренным образом менялось содержание начального обучения, вводились новые учебные предметы. Одной из целей экспериментального исследования, проводимого Д.Б.Элькониным, было установление возможности детей в усвоении сложного теоретического материала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Работа по коррекции дыхания
Дыхательные упражнения: Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрыз ...

Общая характеристика познавательных процессов
Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. И ...

Способы эффективного взаимодействия учителей и учащихся в образовательной среде школы
В каждой школе работает много учителей, которые, даже принимая общую концептуальную установку на максимальное развитие личности ребенка обучающегося по развивающей системе обучения, реализуют ее по-своему, более или менее адекватно ее содержанию. Так, для смягчения жесткой установки школы учитель о ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru