Модель четырёхлетнего начального образования в РФ

Новая педагогика » Сравнение систем начального общего образования России и Германии » Модель четырёхлетнего начального образования в РФ

Страница 4

Важнейшим требованием к отбору содержания обучения становится реализация каждой цели воспитания (умственного, нравственного, эстетического, физического) в каждом учебном предмете. Поэтому разработку программы обучения нужно начинать с выявления тех элементов содержания, в которых, кроме обучения конкретным умениям (чтение, письмо, счёт), будет реализовано формирование основных элементов учебной деятельности как основы, обеспечивающей общее развитие младших школьников. Только такой подход позволит преодолеть окаменевшую предметную структуру учебного плана и выйти на создание новых интегрированных учебных предметов, учитывающих реальный возрастные особенности младших школьников. При этом возможны различные уровни интеграции, начиная от осуществления подлинных глубоких связей внутри одного предмета (язык, чтение, развитие речи), кооперации на уровне межпредметных связей ( «родной язык» - «окружающий мир», «окружающий мир» - «труд») до, наконец, органичной кооперации, доведённой до специального нового предмета («грамота», где учебный предмет создаётся путём вычленения сущности связей, общих для языка и математики).

Истинная интеграция в обучении определяется прежде всего необходимостью обязательного учёта цельности познавательных процессов младших школьников, особенно на первых годах обучения. Мировая педагогическая наука делает только первые значимые шаги в практическом решении этой проблемы.

Выделение в учебном плане отдельных учебных предметов не противоречит идее создания интегрированных курсов, но должно строго определиться возрастными особенностями детей и зависеть от осознания самими учащимися необходимости изучать данную область знания отдельно в качестве специального учебного предмета.

8. С точки зрения дальнейшей конкретизации содержания обучения, важнейшую для практики роль играет система средств обучения. Сложившаяся система не соответствует новым целям и задачам начального образования. Современной школе необходим переход на учебные средства нового типа, учитывающие возрастные особенности младших школьников и ориентированные на реализацию новых целей начального образования, в первую очередь, на формирование у детей учебной деятельности.

До сих пор основным средством обучения младших школьников с первого по последний год остаётся учебник с его сложившейся традиционно формой и стандартным форматом, с фактически единообразной структурой для всех ступеней обучения, не учитывающей возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Учебные материалы для начальной ступени обучения, и особенно для 1-2 классов, должны разрабатываться не в виде учебной книги, а в форме тетрадей с печатной основой или карточек-заданий, дающих ребёнку возможность самостоятельно действовать. Это создаёт хорошие условия реализации самостоятельной деятельности ребёнка для включения его в ситуацию общения не только с учителем, но и с товарищами, в совместной работе с которыми выполняются те или иные задания. При создании такого рода учебных материалов важную роль играет изменение их формата, приобретающего специальную дидактическую функцию. Эти учебные материалы могут стать основой учебного комплекта, включающего и другие дидактические средства, а также специальные материалы для учителя.

Учебник в классическом смысле слова является незаменимым средством обучения с того момента, как дети полностью овладевают навыками самостоятельного чтения. Но и тогда учебник для младшего школьника должен быть построен таким образом, чтобы сама его структура и содержание обеспечивали ученику возможность вступать в ситуацию общения с учебным материалом, выполняя при этом не репродуктивную, а продуктивную работу. Это должно быть характерным для всех учебников нового поколения.

Построение и эффективность урока как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависят от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем.

Продолжительность урока в школах в различных странах мира одна и та же: 40-50 минут. Целесообразность такой продолжительности урока подтверждается огромным опытом. В связи со снижением возраста начала обучения в школе следует говорить не просто об изменении длительности урока, а о поисках его новых структур, принципиальном изменении методов обучения.

Повышение учебной нагрузки сверх нормативных гигиенических границ приводит к дефициту времени, выделенному для учебной работы, который школьники восполняют за счёт нарушения режима дня – сокращения продолжительности активного отдыха и ночного сна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Общие сведения об Успенской начальной школе
В МОУ Успенской СОШ работает 3 учителя начальных классов. Белецкая Г.Н. – учитель ΙΙ квалификационной категории, 33 года педагогического стажа, классный руководитель 2 класса. Федоренко Р.А. – учитель Ι квалификационной категории, 30 лет педагогического стажа, классный руководитель 1 ...

Особенности рисунков детей с ЗПР
Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образо ...

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru