Модель четырёхлетнего начального образования в РФ

Новая педагогика » Сравнение систем начального общего образования России и Германии » Модель четырёхлетнего начального образования в РФ

Страница 1

Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребёнка.

Внедрённая в настоящее время концепция четырёхлетнего начального образования, являющаяся обобщением многолетних исследований, включает в себя следующие основные положения.

1. Начальная ступень школы должна быть своеобразной ступенью целостного образования.

Многие годы начальная школа была замкнутым концентром в системе образования. Основное её назначение состояло в том, чтобы дать детям элементарные навыки счёта, письма, чтения и расширить их представления об окружающем мире. До некоторого времени эта цель начального образования вполне соответствовала его социальному назначению.

Со временем начальная школа вошла в систему вначале неполного, затем и полного среднего образования. Стало очевидным, что она не может оставаться замкнутым концентром. Какие функции должна выполнять начальная школа внутри целостной системы среднего образования?

В младшем школьном возрасте у детей должно быть сформировано желание и умение учиться, т.е. должна быть создана подлинная познавательная мотивация, без которой невозможно успешное обучение в средней школе. Если учитель начальных классов не умеет формировать у детей желание учиться, в более старших классах наблюдается резкое снижение учебной мотивации школьников.

Дети, окончившие начальную школу, должны овладеть самоконтролем и самооценкой в учебной работе, умением по-настоящему моделировать учебный материал.

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Наряду с ней существуют игровая, спортивная и художественная, но учебная деятельность накладывает печать на все остальные виды деятельности. Именно она в наибольшей степени способствует формированию сознания и личности школьников на этом этапе их жизни.

В последние десятилетия наиболее систематические и развёрнутые психолого-педагогические исследования особенностей обучения и воспитания проводились применительно к младшим школьникам, в результате чего в области начального образования создан ряд новых относительно законченных систем (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, А.И.Макрушевич и другие).

Таким образом, начальное образование – ступень непрерывного образования, имеющая особые задачи, содержание и методы организации учебно-воспитательной работы. Специфичны её результаты в области развития сознания и личности младшего школьного возраста.

2. Для полноценного четырехлетнего начального образования исключительно важно осуществления последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии младших школьников.

Вместе с тем большое значение имеет обеспечение должной преемственности между начальным образованием и последующей его ступенью, связанным уже с подростковым возрастом.

Определение возраста начала школьного обучения тесным образом связано с решением проблемы школьной зрелости, подготовки детей к переходу в школу, подготовкой их к обучению. К моменту поступления в школу дети должны достичь определённого уровня развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, у них необходимо сформировать соответствующие личностные качества.

Любой здоровый ребёнок может быть принят в школу с 6 лет. Функциональная готовность к школе должна определяться школьной психологической службой, необходимость создания которой становится совершенно безотлагательной. Выявление тех факторов, которые могут помешать ребёнку поступить в школу с 6 лет, должно происходить заранее, в ходе дошкольной диспансеризации.

Учитель, знакомясь с будущими учениками, выясняет особенности их поведения, общения, советует родителям, что можно сделать за оставшиеся месяцы. Представители психологической службы, учитель, администрация школы могут лишь посоветовать родителям, как им поступить со своим шестилетним ребёнком – записать его в 1 класс четырёхлетней начальной школы или в подготовительную группу детского сада, которая также работает с шестилетними детьми по аналогичной программе. При приёме шестилетнего ребёнка в школу недопустима проверка умений чтения, письма и счёта, т.к. это ориентирует родителей на совершенно неверный путь подготовки детей к школьному обучению – предметное «натаскивание».

В связи со снижением возраста начала школьного обучения, с приходом в школу шестилетних детей существенно меняются задачи первого года обучения. В 1 классе шестилеток начинается систематическая подготовка детей к обучению, предпринимаются целенаправленные шаги по формированию учебной деятельности. При этом важную роль имеет обеспечение продуктивного перехода от игровой к учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Природа и духовное начало русских и украинских народных воспитательных традиций
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромну ...

Иноязычный текст как объект понимания
В методике обучения иностранным языкам текст рассматривается как средство обучения, относясь к такой его разновидности, как учебные материалы. С этой точки зрения текст, будучи продуктом речи, есть любая последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением. Т ...

Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми
Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы: а) внешний вид насекомого, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, р ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru