Анализ программы и посещённых уроков по ручному труду

Страница 2

Для разработки специальной коррекции по обучению лепке на кружковых занятиях нам необходимо было выявить уровень развития основных психических процессов: внимания, памяти, воображения, пространственного гнозиса и мнезиса.

С целью выявления уровня психических процессов нами было проведено экспериментальное исследование на базе специальной общеобразовательной школы-интерната № 5 города Караганды.

Экспериментальным был выбран 2 "В" класс, для сравнения взят 2"Б" класс. Общее количество учащихся – 24 человека, с диагнозом "Олигофрения в степени дебильности".

С применением методик диагностико-психологического обследования нами были обследованы учащиеся данных классов. В результате обследования были выявлены следующие качественные типы нарушений психологических процессов:

Внимание. Для обследования внимания нами была применена методика "Таблица Шульте". У детей сужен объём внимания, прослеживаются нарушения переключаемости, снижение работоспособности. Дети на определённых заданиях сосредотачивались с трудом, часто отвлекались, были невнимательны, что проявлялось в большом количестве ошибок. При переходе к новому заданию испытывали затруднения в распределении внимания между разными видами деятельности.

Память и представление (методика "Чего не стало?" Л.В.Занкова, Рассолимо). Были выявлены нарушения процессов воспроизведения, запоминания, сохранения информации. Это проявлялось в виде изменений, искажений при выполнении заданий. Умственно отсталым младшим школьникам характерна недефференцированность, расплывчивость представлений. Также отмечена быстрота забывания целостности образа.

Восприятие и ощущения также нарушены. Это выражается в замедленности протекания данных процессов, нарушении избирательности и обобщённости. Процесс восприятия очень сужен. Дети ошибаются при определении формы предметов, их строении, упрощают детали для облегчения работы. Также очень слабо анализируют и синтезируют элементы этих предметов.

Мышление (методики "Матрицы Равена", "Понимание метафор, пословиц, поговорок"). У испытуемых отмечается конкретный характер мышления. При выполнении заданий дети были непоследованны, слабо анализировали, сравнивали, обобщали. При сравнении предметов отдавали предпочтение к выявлению различий, не умея уловить сходство. Также учащиеся не понимают переносного и конкретного смысла пословиц, поговорок.

После проведённого нами психологического обследования каждый класс был разделён на три группы, так как степень выраженности нарушений психических процессов умственно отсталых детей варьировалась от глубоких до поверхностных. В последствии такое деление позволит осуществить дифференцированный подход.

В основу деления детей на группы были положены следующие критерии: 1. Эмоциональная реакция ребёнка на сам факт обследования.

2. Понимание инструкций и цели задания.

3. Характер деятельности при выполнении (главный показатель – возможность использования помощи).

4. Зрительно-двигательная координация.

5. Реакция на результат работы.

1 группа – дети выслушивают инструкции до конца, к выполнению задания приступали после инструкции и наглядного показа. К занятиям проявляли большой интерес, который сохранялся почти у всех до конца, все задания выполнялись полностью, сосредоточенно. Помощь использовалась с трудом. При раскатывании, скатывании, соединении деталей движения точны и ритмичны, что обеспечивает хорошее качество изделия. Адекватная реакция на результат работы.

2 группа – к заданиям проявляют интерес лишь в тех случаях, если они не требуют особых интеллектуальных усилий. Приступали к работе не дослушав до конца, часто во время работы отвлекались, были не устойчивы, помощь использовали не в полной мере. Движения рук их быстрые, импульсивные. Работать медленно и правильно соединять детали предмета этим учащимся довольно трудно. Темп движения носит непостоянный характер, как правило, он увеличивается к концу выполнения задания. Адекватная реакция была только на те задания, которые вызывали интерес.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Взаимодействие семьи и школы в воспитании школьников
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установления взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея взаимод ...

Программа «Пралеска» - первая национальная программа воспитания и обучения в детском саду
Временным творческим коллективом под руководством профессора Е.А.Панько и доцента А.И. Васильевой создана первая национальная программа «Пралеска». Основными задачами программы являются: - охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни; - обеспечение полноценного св ...

Особенности двигательного развития детей
Движение для ребенка – это универсальное проявление жизнедеятельности, на различные раздражения он реагирует прежде всего движением (например, отдергивание руки при ожоге пальца, сосательные движения младенцев при раздражении губ и щек и т.д.). Вместе с тем от рецепторов мышц, сухожилий, суставов, ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru