Методы коррекции с использованием лепки в условиях специальной коррекционной школы

Новая педагогика » Методы коррекции с использованием лепки в условиях специальной коррекционной школы

На современном этапе социального образования, когда принят Закон Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" ярко выделяется основная задача, стоящая перед государством в отношении детей данной категории, -- создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке полноценной жизни в обществе.

Специальные коррекционные школы одновременно выполняют специфические задачи, направленные на восстановление утраченных функций, коррекцию первичных и вторичных нарушений, развитие функций сохранных анализаторов и формирование компенсаторных навыков, способствующих реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции детей и подростков в обществе.

Одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.

Её решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся с особыми образовательными потребностями, условия, в которых протекает их деятельность.

Современная школа пытается осуществить гармоническое развитие личности. Важный путь такого развития – занятия изобразительной деятельностью. Во время занятий дети овладевают умением отражать действительность с помощью различных изобразительных средств. В процессе занятий изодеятельностью происходит развитие психических процессов и качеств личности. Такие занятия являются одним из важнейших путей нравственного, эстетического, умственного и трудового воспитания школьников.

В условиях специальной коррекционной школы для умственно отсталых детей эти занятия способствуют так же и коррекции отклонений в развитии. Среди различных видов деятельности умственно отсталые школьники выделяют и отдают предпочтение изобразительной деятельности как наиболее интересной и занимательной. Умственно отсталые школьники очень любят лепить. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения лепка приближается к игре.

Согласно взглядам Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Лепка, как форма деятельности, включает в себя многие компоненты психических процессов и, в связи с этим, её следует считать важным фактором формирования личности.

Изодеятельность требует от ребёнка проявления разносторонних качеств и умений. Для того, чтобы вылепить какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть. Кроме того, надо определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Требование передать в работе сходство с изображаемым объектом заставляет школьника подмечать в нём такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. В ходе целенаправленных занятий лепкой учащиеся начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями. Лепка способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления.

Программное содержание уроков ручного труда в младших классах специальной коррекционной школы включает в себя занятия по лепке, но на эти занятия отводится мало времени.

Следовательно, возникает необходимость в разработке специальных коррекционных занятий по лепке для кружковой работы, в ходе которых будут решаться вопросы коррекции психофизических недостатков и развития творческой личности умственно отсталого школьника.

Всё выше перечисленное позволило считать проблему актуальной и обусловило выбор темы для данной дипломной работы.

Целью работы является: Разработка и применение методов коррекции с использованием лепки в условиях специальной коррекционной школы.

Испытуемыми явились учащиеся 2 "В" класса специальной общеобразовательной школы-интерната № 5 города Караганды.

Предмет исследования – коррекция психических процессов на внеклассных занятиях посредством использования лепки.

Соответственно цели были поставлены задачи:

1.Изучить материалы имеющихся исследований по данной теме.

2.Путём психологического обследования выявить уровень развития психических процессов у умственно отсталых школьников.

3.Определить оптимальные условия для применения лепки в условиях специальной коррекционной школы.

4.Широко использовать дифференцированный подход на занятиях по ручному труду с использованием лепки.

5.Разработать специальные коррекционные уроки по лепке.

6.Разработать методические рекомендации по лепке для воспитателей специальных коррекционных школ.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы:

1.Наблюдение за учащимися в ходе учебной и внеучебной деятельности;

2.Выявление уровня развития основных психических процессов;

3.Эксперимент:

а) констатирующий (применение методик психодиагностического обследования);

б) формирующий (разработка и применение программного содержания и методов коррекции).

В качестве рабочей гипотезы мы взяли следующее утверждение: Коррекция психических процессов ребёнка с отклонениями в развитии будет наиболее оптимальной, если будет разработана программа по лепке для кружковой работы в специальной коррекционной школе на основе системного и ценностного ориентированного методического подхода.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

В 1 главе описано состояние данной проблемы в специальной педагогике, отмечаются особенности усвоения детьми материала и овладения ими практических навыков, а также коррекционная значимость в развитии познавательной деятельности умственно отсталых учащихся.

Во 2 главе дан анализ действующей программы и уроков по ручному труду в младших классах, на его основе разработана программа, в которой отражены объяснительная записка, распределены тематика, задания по видам лепки, количество часов.

В приложении даны: календарно-тематическое планирование занятий покружковой работе и разработки внеклассных занятий.

Другое о образовании:

Полоролевые различия в нравственном развитии
Дети непохожи друг на друга. И наиболее явные различия между детьми связаны с их полом. Известно, что половые различия важны для процесса развития личности. Для мальчиков и девочек существуют различные стили поведения, игры, увлечения и т.д. Замечено, что мальчики более склонны к проявлениям агресс ...

Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду
Методика преподавания основывает свои положения на данные педагогической науки. Однако одна наука педагогика, без практики, не даёт возможности овладеть искусством преподавания – она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю ...

Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru