Развитие нравственности в онтогенезе

Страница 1

В этической литературе проблема формирования нравственного сознания рассматривается обычно лишь в процессе филогенеза как проблема происхождения нравственности. Что же касается проблемы «происхождения нравственности» в отдельной личности, т. е. возникновения и формирования морального сознания в процессе онтогенеза, то ею занимаются в основном психологи. Между тем решение вопроса о том, на каком этапе своего развития индивид начинает выступать как нравственный агент, предполагает то или иное решение вопроса: что такое нравственность? А это уже проблема этики и, как известно, достаточно сложная. Поэтому проблема формирования нравственного сознания в онтогенезе представляет собой один из примеров «пограничной» проблемы, и ее решение требует совместных усилий этики и психологии. Изучение этой проблемы позволит уточнить и конкретизировать представления этих наук о специфике морального способа регуляции поведения.

Исходя из представлений о специфике морали, постараемся взглянуть на те данные психического развития личности в онтогенезе, которые имеются в современной психологии, О личности как моральном субъекте можно говорить лишь тогда, когда она начинает самостоятельно следовать моральным требованиям, осознавая их смысл и значение. Если кратко обрисовать на основе психологических данных картину нравственного формирования личности в онтогенезе, то она будет выглядеть следующим образом.

В младенческий период (до года) поведение ребенка целиком обусловлено его биологическими потребностями и воздействующей в данный момент внешней ситуацией. Изменение этих факторов означает и изменение поведения.

В начале второго года жизни происходит появление первых образов и представлений, которые не пропадают с исчезновением воздействующего предмета, ситуации, а закрепляются в его психике и начинают определенным образом побуждать его поведение. Этот факт, означающий момент первого отрыва от влияния непосредственно воздействующей ситуации, имеет принципиально важное значение. Если поведением младенца легко было управлять, лишь изменяя ситуацию, то теперь этого недостаточно. Однако на протяжении всего раннего детства (от года до 3-х лет) возникновение этих образов и представлений имеет непроизвольный характер. Ребенок еще не способен сам намеренно вызывать их у себя и с их помощью регулировать свое поведение. Причины его поведения не зависят от него самого. Даже в переходный период от раннего детства к дошкольному возрасту личные желания носят еще форму аффекта. Не ребенок владеет своими желаниями, а они владеют им. Он находится во власти своих желаний так же, как раньше находился во власти аффективно притягательного предмета. Те эмпирически наблюдаемые оценки, которые уже способен высказывать или выражать в этом возрасте ребенок, являются не более чем проявлением непосредственных эмоций, отражающих его внутреннее состояние и обусловленных тем, удовлетворяет ли объект оценки его импульсивным желаниям или нет. Проблема регулирования своего поведения по отношению к другим людям, соотнесения своих желаний с желаниями других, в сознании ребенка здесь еще не возникает. Тот факт, что ребенок следует указаниям взрослых, имеющим нравственное значение, не противоречит сказанному, поскольку исполнение требований взрослых отражает его собственные непроизвольные желания. Ребенок еще так сильно зависит от взрослых, что любая отрицательная оценка с их стороны нарушает то равновесие в его отношениях со взрослыми, которое ему в этом возрасте так необходимо. Подчиняясь требованиям взрослых, дети такого возраста еще не понимают нравственного смысла требований. Совершая положительные поступки, эти дети не осознают их необходимости, не расценивают их как должные поступки.

Зачатки произвольного поведения, т. е. такого поведения, которое обусловлено не непосредственными эмоциональными импульсами, а сознательно принятым намерением, идущим иногда вопреки этим импульсам, возникают у ребенка в 3-4 года. Появление произвольного поведения связано с новым типом взаимоотношений между ребенком и взрослым, который возникает в дошкольном возрасте. Та тесная связь между ребенком и взрослым, которая характеризовала раннее детство, к 3-4 годам значительно ослабевает и видоизменяется. Ребенок все более и более отделяет свои действия от действий окружающих людей. Он стремится теперь сам участвовать в жизни и деятельности взрослых. И па рубеже дошкольного детства это приводит к тому, что взрослые начинают выступать перед ребенком образцом поведения. Иными словами, поведение ребенка теперь опосредуется поведением взрослых как образцом. Он становится способным действовать не только под непосредственным контролем взрослого, указания которого вместе с его импульсивными желаниями составляют непроизвольные побуждения к действию, но и без его прямого участия, где взрослый выступает лишь в качестве ориентирующего.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Развитие нравственности в онтогенезе
В этической литературе проблема формирования нравственного сознания рассматривается обычно лишь в процессе филогенеза как проблема происхождения нравственности. Что же касается проблемы «происхождения нравственности» в отдельной личности, т. е. возникновения и формирования морального сознания в про ...

Развитие мышления и речи на уроках математики
Способность четко, логически совершенно мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждается руководитель предприятия и рабочий, ученый и инженер, педагог и экономист, врач и агроном. Вот почему вопросы развития мышления и речи являются одними из основн ...

Оценивание работы учеников в Германии
Изменения обучения в начальной школе связаны с новым пониманием того, что является благоприятным для обучения и как оценивать работу учеников. Теперь фокус делается на поддержке каждого отдельного ученика в раскрытии всех своих возможностей, руководствуясь требованиями образования в данном классе. ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru