Опытно-экспериментальная работа по изучению условий влияния мотивации учения на уровень образованности младших школьников

Новая педагогика » Влияние учебной мотивации на уровень образованности младших школьников » Опытно-экспериментальная работа по изучению условий влияния мотивации учения на уровень образованности младших школьников

Страница 5

В предлагаемой программе игровая мотивация, которая часто превалирует на занятиях, без особых затруднений перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.

Цель программы - формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации.

Задачи:

способствовать формированию целостного знания, потребности в творческой деятельности,

способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Основной метод. Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий.

Особенности построения программы: каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно (многие рассматриваемые профессии имеют пересечения по необходимому набору способностей).

Прогнозируемый результат: в результате реализации развивающей программы мы планируем способствовать формированию таких качеств как инициативность, любознательность, что позволит детям управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение, что в свою очередь обеспечит повышение уровня мотивации учения младших школьников.

Критерий эффективности. Критерием эффективности программы будет положительная динамика результатов по трем показателям (в соответствии с используемыми диагностическими методиками):

Появление внутренних мотивов к учебе – учебных и социальных (методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбург)

Мотивация успеха в учебной ситуации (Опросник МУН А. Реана)

Положительное отношение детей к школе, учебная активность (Анкета Аускановой Н.Г.)

Структура занятий

1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

2. Дискуссия. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):

что я знаю об этой профессии;

что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.

3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).

Что касается развивающих упражнений, набор заданий определяется той профессией, с которой знакомятся учащиеся на данном занятии. Например, при рассмотрении профессии «архитектор» уделяется внимание развитию способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным, творческим мышлением. Профессия «следователь» требует развития способностей, связанных с концентрацией и распределением внимания, зрительной и вербальной памятью, умением слушать, логическим мышлением. Ведущий сам определяет необходимый набор профессий, которые ему наилучшим образом помогут развить определенные способности учащихся.

Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Цель занятия

Игровое содержание

1.

В мире профессий

Дать представление о разнообразии профессий, их специфики;

Формирование произвольного внимания, зрительной памяти

Разминка – игра «Муха»

«Азбука профессий»

«Запомни и назови»

«Профессии в школе»

2.

Архитектор

Дать представление о профессии архитектор, раскрыть специфические особенности профессии, необходимые умения для освоения этой специальности;

Способствовать развитию системного мышления;

Формировать умение работать в коллективе, взаимодействовать, сотрудничать

«Воображаемая линия»

«Китайская головоломка»

«Глазомер»

Коллективная игра «Постройка дома»

3.

Следователь

Дать представление о профессии следователь, раскрыть специфические особенности профессии;

Формировать произвольное внимание, умение сосредотачиваться, выделять главное.

«Запомни и нарисуй»

«Расследуй дело»

«Анаграмма»

«Поиск задуманного лица»

4.

Зоолог

Дать представление о профессии зоолог, раскрыть специфические особенности профессии;

Развитие восприятия

«Каскад слов»

«Чьи ушки и хвосты?»

«Чайнворд»

«Что нарисовано»

5.

Биолог

Дать представление о профессии биолог, раскрыть специфические особенности профессии,

Развитие умения думать и сопоставлять информацию между собой.

«Блиц-турнир»

«Перепутанные линии»

«Логический квадрат»

«Угадай задуманное слово»

6.

Водитель

Дать представление о профессии водитель, раскрыть специфические особенности профессии;

Развитие умения обобщать и анализировать;

Развивать глазомер.

«Чья тень»

«Схема маршрута»

«Виды транспорта»

«Глазомер»

7.

Писатель

Дать представление о профессии писатель, раскрыть специфические особенности профессии;

Развивать способность развернуто, полно рассказывать на заданную тему, словарный запас

«Зеркала»

«Что вокруг»

«Словесная баталия»

«Подбери слово»

8.

Продавец

Дать представление о профессии продавец, раскрыть специфические особенности профессии;

Развивать логическое мышление, умение вычленять главное, находить не стандартное решение.

«Перепутанные линии»

«Инопланетяне»

«Математические знаки»

«Найди решения»

9.

Актер

Дать представление о профессии актер, раскрыть специфические особенности профессии;

Развивать внимание, образное мышление.

«Раздели на группы»

«Определи по описанию»

«Найди ошибки»

«Скороговорки»

10.

Инженер

Дать представление о профессии инженер, раскрыть специфические особенности профессии;

Развивать логическое мышление, умение вычленять главное, находить не стандартное решение.

«Повтори последовательность»

«Математические способности»

«Лишний карандаш»

«Китайская головоломка»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое о образовании:

Влияние игры на развитие предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими лю ...

Подготовка и проведение нетрадиционных уроков
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом использ ...

Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики
Сократ (около 469 год до н. э. – 399 г. до н. э.) - древнегреческий философ, родился в Афинах. Сократ является первым ученым-философом, перешедшим от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его души и всех составляющих. Как известно, Сократ излагал свои мысли устно, в форме дискуссий, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru