Интегративные тенденции в проблеме экологического образования детей дошкольного возраста

Новая педагогика » Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста » Интегративные тенденции в проблеме экологического образования детей дошкольного возраста

Страница 1

Проблема экологического образования является относительно новой для дошкольной педагогики, тем не менее, с конца с конца 80-х гг. усиленно развиваются тенденции системно- целостного подхода к экологическому образованию. Комплексный подход в экологическом образовании дошкольников рассматриваются с разных точек зрения: необходимости слияния экологического обучения с различными видами детской деятельности; принципов непрерывности и универсальности.

Параллельно проводится работа по совершенствованию содержания экологического образования дошкольников: по определению познавательных, ценностных, нравственно–эстетических и деятельностных элементов содержания и их роли в развитии экологической культуры личности; по выявлению принципов отбора и конструирования содержания экологического образования.

Итак, интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.

Интеграция в реальной практике экологического образования ведет к необходимости синтеза, поиску новых форм подготовки, к появлению в контексте теоретических работ категорий значительно более общих, чем экологические знания и умения, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность, экологическая культура. В связи с этим в практике экологического образования дошкольников необходимо существенное усиление деятельностного и личностного подходов.

Также важную нишу в структуре экологического образования занимает достаточно большое количество исследований по формированию у детей бережного и заботливого отношения к природе. К частности, вопросами усвоения дошкольниками некоторых форм поведения в природе, связанных с экологической культуры ребенка, занимались Н.Ф.Виноградова, В.Г.Грецова, С.Н.Николаева, А.М.Федотова. Их исследования убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях.

В исследованиях Н.Ф.Виноградовой, Е.И.Золотовой, С.Н.Николаевой, Е.Ф.Терентьевой, Н.Э.Фабри, И.А.Хайдуровой и других рассматривались вопросы формирования знаний и представлений у детей о взаимосвязях и взаимозависимости между объектами и явлениями природы. Системы знаний как средства формирования у дошкольников отношения к природе явились предметом изучения В.Г.Грецовой, З.П.Плохий. В работах показано, что чувства деятельной любви к природе и соответствующей ей поведения развиваются постепенно от положительно-эмоцианального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности. Основой формирования положительного отношения детей к природе, по мнению В.Н.Грецовой, является наличие трех взаимосвязанных компонентов: эмоцианально-положительного отношения к ней, знаний полезной деятельности у детей. З.П.Плохий, рассматривая формирования бережного и заботливого отношения к природе с позиции комплексного подхода, предполагает возможность развития у детей разнообразных чувств, усвоения ими знаний о взаимосвязях в природе и обучения их элементарным навыкам создания условий для жизни живых существ.

Наиболее ярко интегративные тенденции прослеживаются в программе «Планета – наш дом» И.Т. Белавиной и Н.Г. Найденской. По мнению авторов, природная среда является источником формирования у детей ярких художественных и музыкальных образов. Основной целью этой программы является формирования у детей чувства красоты природы, ее разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности. В программе заложено межпредметная модель обучения. Авторы считают, что воспитатель является почти идеальным ее проводником, так как способен и имеет возможность определять функции каждого предмета в системе формирования экологической культуры, устанавливая естественные связи между изобразительным искусством и физическим воспитанием, музыкой и наблюдениями за природой. Программа направлена на формирование у дошкольников бережного отношения к природе как необходимого личностного качества, развития которого предполагает учет следующих факторов – интересы к природе; наличие знаний о природных компонентах и взаимосвязям между ними, о влиянии человека на природу; стимулирование нравственных и эстетических чувств по отношению к природе, организации посильной деятельности по оказанию природе помощи; учета мотивов, определяющих действия дошкольников в природе. Внимание педагогов обращено на то, что все эти факторы формируются в единстве и взаимосвязи только тогда, когда продуманы, учтены и целесообразно подобраны все составные части процесса экологического образования: цели, принципы, задачи, содержания, формы и методы работы, условия и предполагаемые результаты.

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Особенности нравственного развития на уроках литературного чтения
Нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. В стандартах второг ...

Исследование уровня развития связной речи учащихся 4 класса
В констатирующем тестировании принимали участие 22 ученика 4 «а» класса. Цель: Выявить уровень развития связной речи у учащихся четвертого класса. Для достижения цели эксперимента нами были использованы некоторые компоненты развития речи младших школьников: богатство языка, обеспечивающее относител ...

Психолого-педагогические основы игровых технологий
Сущность подготовки студентов к использованию игровых технологий мы рассматривали, опираясь на концепцию профессионально-педагогической подготовки, разработанную А.А. Орловым. Профессионально- педагогическая подготовка будущих учителей в рамках этой концепции понимается как процесс и результат осво ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru