Опытно-экспериментальная работа по изучению условий влияния мотивации учения на уровень образованности младших школьников

Новая педагогика » Влияние учебной мотивации на уровень образованности младших школьников » Опытно-экспериментальная работа по изучению условий влияния мотивации учения на уровень образованности младших школьников

Страница 1

В результате изучения психолого-педагогической литературы, знакомства с существующим опытом работы по проблеме изучения индивидуальных особенностей мотивации учения у младших школьников была выдвинута

Цель исследования: экспериментально изучить влияние мотивации учения на уровень образованности учащихся младших классов, а также разработать и адаптировать рекомендации в виде заданий и упражнений для повышения уровня мотивации учения младших школьников в образовательном процессе.

Задачи исследования:

Провести констатирующий эксперимент, направленный на диагностику у испытуемых уровня развития мотивации;

Выявить взаимосвязь уровня мотивации учения с уровнем образованности, а именно качественной успеваемости, младших школьников;

Провести формирующий этап эксперимента для прослеживания у испытуемых динамики развития мотивации учения в зависимости от организации условий обучения;

Провести контрольный эксперимент и проследить взаимосвязь успеваемости и мотивации учения младших школьников;

Методы исследования:

Аналитический метод – с целью анализа практического материала, касающегося явлений и фактов по исследуемой теме;

Экспериментальный метод – с целью проведения опытно-экспериментальной работы, подтверждающей теоретические положения.

Метод наблюдения – для описания целостной картины исследования.

Тестирование и анкетирование для определения уровня развития мотивации младшего школьника.

Метод обобщения – с целью подведения итогов и формирование вывода об исследовании.

Методы математической обработки данных - методы первичной обработки результатов – нахождение среднего значения; метод вторичной обработки результатов - χ2 («хи – квадрат») критерий К. Пирсона.

Данные методы и задачи были положены в основу экспериментальной работы.

Экспериментальная база исследования

2-е классы МОУ ООШ № 14 города Миасса. Численность группы обследуемых детей составляет 64 человека (28 девочек и 36 мальчиков). Возраст детей – 8 лет.

Этапы исследования:

I этап – констатирующий (сентябрь 2008 – учебный год). Проведение диагностики и анализ качественной успеваемости учащихся, анализ полученных результатов, формулировка вывода по итогам первичной диагностики.

II этап – формирующий (сентябрь 2008 год – декабрь 2008 учебный год). Разработка и реализация развивающей программы по формированию учебной мотивации; подбор и включение в учебный процесс, приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников.

III этап – итоговый (январь - февраль, 2008 - 2009 учебный год). Повторное проведение диагностики, анализ качественной успеваемости детей. Сопоставление результатов первичной и вторичной диагностики, а также процента качественной успеваемости. Выводы.

Характеристика выборки. Для проведения эксперимента нами были выбрано два вторых класса, основной общеобразовательной школы – один как экспериментальный класс, другой как контрольный. Наполняемость классов – 32 человека. В экспериментальном классе – 15 девочек и 17 мальчиков, в контрольном классе 13 девочек и 19 мальчиков. И экспериментальный и контрольный класс работают по традиционной системе обучения и изначально имеют примерно одинаковый уровень образованности, что будет доказано ниже.

В ходе проделанной работы мы использовали следующие методики:

Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбург для определения видов мотивации учения.

Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике.

Инструкция:

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ». Во время прочтения рассказа экспериментатор последовательно выкладывает перед ребенком карточки.

После прочтения рассказа экспериментатор задаёт вопросы:

А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор 1)

С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора, результаты которых заносятся в протокол. Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях

Опросник МУН А. Реана.

Цель: диагностика мотивация боязни неудачи или мотивация успеха.

Опросник состоит из 20 утверждений.

Инструкция: Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Условия повышения эффективности системы работы с одаренными студентами
Наличие магистратуры как средства отбора талантливых студентов, как образовательной ступени, позволяющей вести обучение на высоком уровне трудности, совмещать разнообразные формы организации учебного процесса и научной деятельности: научные семинары, студенческие исследовательские лаборатории, защи ...

Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы
Игры с предметами Игра «Когда это бывает?» Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях. Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают так ...

Анализ результатов экспериментальной работы по развитию речи младших школьников
Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать прилагател ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru