Включенность личности в коллектив

Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Страница 5

В группах 3-й категории просматривается сближение противоречивых форм включенности личности соответствую­щим позициям ее практического влияния. Наряду с пози­циями сильного положительного практического влияния вы­ражены позиции сильного отрицательного влияния. Такая противоречивость социально-психологических явлений в группах данной категории объясняется, на наш взгляд, не­достаточной «сосредоточенностью» активности, широким диа­пазоном мотивировок относительно основных целей органи­зации, конкуренцией между лидерами за сферы влияния, применением грубых форм обращения и т. п.

В ходе исследования была замечена тенденция преуве­личения роли ряда индивидов в жизни группы со стороны эмоционально близких им людей. Так, ряд членов группы вопреки реальному положению дел называли в числе наи­более влиятельных и авторитетных лиц («без которых кол­лективу трудно», «которые ведут коллектив вперед» и т. п.) пассивных и инертных — как правило, членов той эмоцио­нальной группы, в которую входит данное лицо.

Таким образом, исследование показывает, что включен­ность личности в организованный коллектив является одним из механизмов (условий) его самоуправляемости. Она опосредуется основными социально-психологическими признака­ми-факторами: направленностью деятельности и общения, самоуправляемостью, единством действий, лидерством, стрессоустойчивостью, межгрупповым единством. Факты, по­лученные в нашем исследовании, согласуются с общими по­ложениями концепции А. В. Петровского о деятельностном опосредовании межличностных отношений в коллективе. Но­вым моментом в наших выводах является эффект структур­ности, благодаря которому расширяется представление о феномене опосредования: явления опосредования определя­ются не только сформированностью наиболее общих и су­щественных параметров группы, но и их ролью в общей структуре, т. е. их иерархичностью.

Включенность личности в коллектив может иметь раз­личную степень выраженности. При этом «нулевая» вклю­ченность воспитывает пассивную в организационном поведе­нии личность, гипервключенность, наоборот, способствует проявлению сверхнормативной активности, которая в одном случае ведет к совершенствованию организации, потому что

внедряет новые нормы «хорошей» организации, в другом, на­против, создает напряженность за счет введения в органи­зацию деструктивных элементов (см. параграф о лидерстве в данной работе).

Педагог, воспитатель определяет состояние организован­ности коллектива не только и не столько по конечному про­дукту деятельности, т. е. по количеству выполненной рабо­ты, к чему мы, кстати говоря, более привычны, сколько по социально-психологическому основанию — по включенности личности учащегося в коллектив. Ведь высокой эффективно­сти в деятельности могут добиться и корпоративные, эгоис­тичные, замкнутые в себе группы, а не только организован­ные коллективы. Нельзя также эффективность характеризо­вать и по другому признаку — по признаку удовлетворенно­сти пребыванием в коллективе, потому что удовлетворен­ность от принадлежности « .далеко не охватывает всей сово­купности социально ценных задач, стоящих перед коллекти­вами .», Для оценки эффективности коллектива необходи­ма характеристика формирующего воздействия коллектива на личность. Включенность личности в коллектив — это и есть показатель, или, как говорят в психологии, важнейшая переменная эффективности организованного классного кол­лектива.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Исторические и методические аспекты проблемы преподавания математики в России
Долгое время история математического образования не являлась специальным объектом научных исследований, и ее отдельные грани освещались либо в рамках истории развития различных учебных заведений, либо в контексте истории математики, либо на фоне материалов, посвященных персоналиям. Поэтому отрадно ...

Развитие способностей у человека
Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Способности ...

Развитие движений руки
Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова И другие); отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. Организация специализированных "Детских садов по данному направлению обнаружил ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru