Включенность личности в коллектив

Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Страница 5

В группах 3-й категории просматривается сближение противоречивых форм включенности личности соответствую­щим позициям ее практического влияния. Наряду с пози­циями сильного положительного практического влияния вы­ражены позиции сильного отрицательного влияния. Такая противоречивость социально-психологических явлений в группах данной категории объясняется, на наш взгляд, не­достаточной «сосредоточенностью» активности, широким диа­пазоном мотивировок относительно основных целей органи­зации, конкуренцией между лидерами за сферы влияния, применением грубых форм обращения и т. п.

В ходе исследования была замечена тенденция преуве­личения роли ряда индивидов в жизни группы со стороны эмоционально близких им людей. Так, ряд членов группы вопреки реальному положению дел называли в числе наи­более влиятельных и авторитетных лиц («без которых кол­лективу трудно», «которые ведут коллектив вперед» и т. п.) пассивных и инертных — как правило, членов той эмоцио­нальной группы, в которую входит данное лицо.

Таким образом, исследование показывает, что включен­ность личности в организованный коллектив является одним из механизмов (условий) его самоуправляемости. Она опосредуется основными социально-психологическими признака­ми-факторами: направленностью деятельности и общения, самоуправляемостью, единством действий, лидерством, стрессоустойчивостью, межгрупповым единством. Факты, по­лученные в нашем исследовании, согласуются с общими по­ложениями концепции А. В. Петровского о деятельностном опосредовании межличностных отношений в коллективе. Но­вым моментом в наших выводах является эффект структур­ности, благодаря которому расширяется представление о феномене опосредования: явления опосредования определя­ются не только сформированностью наиболее общих и су­щественных параметров группы, но и их ролью в общей структуре, т. е. их иерархичностью.

Включенность личности в коллектив может иметь раз­личную степень выраженности. При этом «нулевая» вклю­ченность воспитывает пассивную в организационном поведе­нии личность, гипервключенность, наоборот, способствует проявлению сверхнормативной активности, которая в одном случае ведет к совершенствованию организации, потому что

внедряет новые нормы «хорошей» организации, в другом, на­против, создает напряженность за счет введения в органи­зацию деструктивных элементов (см. параграф о лидерстве в данной работе).

Педагог, воспитатель определяет состояние организован­ности коллектива не только и не столько по конечному про­дукту деятельности, т. е. по количеству выполненной рабо­ты, к чему мы, кстати говоря, более привычны, сколько по социально-психологическому основанию — по включенности личности учащегося в коллектив. Ведь высокой эффективно­сти в деятельности могут добиться и корпоративные, эгоис­тичные, замкнутые в себе группы, а не только организован­ные коллективы. Нельзя также эффективность характеризо­вать и по другому признаку — по признаку удовлетворенно­сти пребыванием в коллективе, потому что удовлетворен­ность от принадлежности « .далеко не охватывает всей сово­купности социально ценных задач, стоящих перед коллекти­вами .», Для оценки эффективности коллектива необходи­ма характеристика формирующего воздействия коллектива на личность. Включенность личности в коллектив — это и есть показатель, или, как говорят в психологии, важнейшая переменная эффективности организованного классного кол­лектива.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Приобщая ребенка к музыкальному искусству, мы должны решить важную педагогическую задачу, по словам В. А. Сухомлинского, «не кем вырастет, а каким вырастет ребенок». Таким образом, музыка – своеобразный мости ...

Описание программы с использованием сюжетно-ролевых игр
Программа занятий, направленных на подготовку детей к успешному школьному обучению. I. Цель: формирование готовности к школьному обучению. II. Задачи: Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения; Развитие познавательных процессов; Формирование навыков общения и совместной деятельно ...

Творческий потенциал университетской социокультурной среды
Одаренность проявляется не только в опережающем развитии интеллекта, подтверждаемого успехами в академической, научно-исследовательской, информационно-поисковой деятельности. Сегодня особенно востребована социальная одаренность, находящая выражение в незаурядных организаторских способностях, в лиде ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru