Включенность личности в коллектив

Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Страница 3

С этой точки зрения саму личность можно характеризо­вать как организованную и неорганизованную, и в целом это позволяет говорить об организованном поведении лично­сти в коллективе. Следовательно, включенность следует рас­сматривать как механизм связи личности и коллектива.

В ряде работ, преимущественно социологических, про­водится мысль о том, что даже активная позиция личности, если она проявляется индивидуально, «без стыковки с дру­гими», т. е. только от себя, — недостаточна и тормозит раз­витие организации, усложняет самоуправляемость группы.

Включенность как механизм связи личности и коллектива позволяет выделить ряд социально-психологических особенностей, которые необ­ходимо учитывать воспитателям при формировании кол­лективов.

«Вписанность» каждого учащегося в коллектив опосредуется факторами самой организации. Это означает, что полная включенность требует высокого развития у учащих­ся известных свойств коллективизма, таких, как активность, принципиальность, инициативность, но это зави­сит не только от развитости этих качеств, но и от состояния свойств организованности самого коллектива, его направ­ленности, самоуправляемости, межгруппового единства ли­дерства, единства действий, стрессоустойчивости, межгруппо­вого единства. Развитые свойства коллекти­ва как бы проецируют на себя указанные черты личности учащегося, создают условия для активного их проявления, «поворачивают» личность в необходимый для коллектива ракурс. При этом одни свойства требуют большей полноты проявления тех или иных личностных черт, другие — мень­шей. Наиболее полно обусловливают включенность такие свойства, как направленность и самоуправляемость коллек­тива. Затем идут лидерство, единство действий, стрессоустойчивость, межгрупповое единство. Именно при такой проек­ции возникает та активность личности, которую называют сверхнормативной активностью . Она-то и со­ставляет существо самоорганизации коллектива.

Коллектив соотносит органи­зационное поведение личности последовательно со всеми факторами и на основе этого соотнесения оценивает лично­сти по степени их включенности в организацию.

Таким образом, коллектив оценивает своих членов че­рез призму включенности. При этом он оценивает их неоди­наково: одних — адекватно, т. е. соответственно реальным возможностям участия в коллективных делах, других слов­но бы «не замечает», причем это не обязательно совпадает с социометрическими выборами по деловому и эмоциональ­ному критерию.

Высокое развитие свойств облегчает коллективу воз­можность согласованно отражать существенные качества личности. Из всего многообразия черт личности положитель­но оцениваются прежде всего те, которые непосредственно способствуют укреплению коллектива (отрицательно — раз­рушению его). Согласованность в глубине и полноте поло­жительных оценок учащихся коллективом создает устойчи­вую морально-психологическую атмосферу определенности, позволяет личности надежно ориентироваться в своем пове­дении.

Достаточно адекватное понимание коллективом личности существенно влияет на межличностные отношения, от­ношения ответственной зависимости в плане становления до­верия, сотрудничества, взаимопомощи.

Широта включенности по отношению к каждому факто­ру зависит от значимости данного фактора в социально-пси­хологической структуре коллектива. Так, наибольшее число выбранных для оценки лиц соотносится с фактором направ­ленности (морально-психологическое ядро коллектива).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Методика и организация обучения учащихся 7 класса вязанию крючком на основе метода проектов
Целью преподавания раздела "Художественная обработка материалов" в 7 классе является развитие художественно-эстетических способностей и личностных качеств учащихся, формирование у них знаний и умений по художественной обработке материалов, т.е. по технике филейного вязания крючком. Учащим ...

Программа семейного воспитания детей раннего возраста
Данная программа разработана Министерством образования Республики Беларусь, НИИ образования. Предназначена программа предназначена для родителей. Цель программы – помочь родителям ориентироваться в разнообразных проявлениях своего ребенка, предоставить им необходимую информацию об особенностях его ...

Экспериментальное исследование сформированности этических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог, прежде чем организовывать какую-либо работу по формированию эт ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru