Включенность личности в коллектив

Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Страница 7

2. Принцип деятельности. В соответствии с этим принци­пом развитие личности следует понимать не только как соз­дание комплексной многоплановой деятельности, но и как организацию совместной деятельности ребенка со взрослым и сверстников. Чтобы совместная деятельность ребенка отвечала задачам всестороннего развития личности, она должна быть:

а) подлинно совместной деятельностью, в которой воплоще­ны отношения ответственной зависимости;

б) социально значимой, интересной для детей

в) динамичной, осуществляющей изменение социальной ро­ли ребенка в процессе взаимодействия и функционирования;

г) эмоционально насыщенной коллективными переживаниями, дающими возможность для действенного сострадания неудачам и искренней радости сорадования успехам других людей.

3. Принцип коллективности. Уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные ус­ловия для формирования общечеловеческих ценностных ориен­тации личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. Для реализации принципа коллективности в школе могут быть использованы: групповые формы работы на уроке, ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.

4. Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.) учащихся, т.е. выяснять, чем конкретный уче­ник отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Учет индивидуальных особенно­стей — это один из аспектов более общего, личностного подхода к школьнику. Следует выявить также, как представлен школьник в коллективе и как коллектив представлен в его личности.

Организация учителями и воспитателями учебно-воспита­тельного процесса как совместной деятельности должна соот­ветствовать следующим правилам.

1) предоставлять каждому школьнику возможность свободно­го выбора деятельности;

2) давать ученику возможность смены социальной позиции в процессе его жизнедеятельности;

3) побуждать учащихся ставить себя на место другого (при­менение механизма идентификации).

Наиболее эффективной формой организации учебно-воспи­тательного процесса является совместная деятельность, которая предоставляет возможность: — перейти от монологичного стиля общения к диалогично­му, от авторитарной формы отношений к отношениям, бази­рующимся на авторитете личности;

— осуществлять смену социальной позиции школьника с пассивно-ученической на "учительскую", что обеспечивает ин­дивиду реализацию своей "зоны ближайшего развития";

— задействовать механизмы: влияния на личность учаще­гося и группу через референтное лицо; идентификации.

Наиболее оптимальное развитие личности протекает в пол­ной семье с гармоничными отношениями между супругами и детьми. В основе таких отношений лежит психологическая со­вместимость.

Совместимость — способность членов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности. Психологи выделя­ют несколько уровней совместимости:

1) психофизиологический — совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных действий;

2) психологический — совместимость характеров, стереоти­пов поведения;

3) социально-психологический — согласованность функцио­нально-ролевых ожиданий (члены группы должны представлять: что, как, с кем и в какой последовательности должен делать каж­дый участник группы для достижения групповых задач);

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста
К моменту поступлению детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического различия. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, могут уже по-р ...

Работа с коллективом родителей
Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, об мен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителе ...

Сущность межпредметных связей
Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС) ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edakam.ru