2. Принцип деятельности. В соответствии с этим принципом развитие личности следует понимать не только как создание комплексной многоплановой деятельности, но и как организацию совместной деятельности ребенка со взрослым и сверстников. Чтобы совместная деятельность ребенка отвечала задачам всестороннего развития личности, она должна быть:
а) подлинно совместной деятельностью, в которой воплощены отношения ответственной зависимости;
б) социально значимой, интересной для детей
в) динамичной, осуществляющей изменение социальной роли ребенка в процессе взаимодействия и функционирования;
г) эмоционально насыщенной коллективными переживаниями, дающими возможность для действенного сострадания неудачам и искренней радости сорадования успехам других людей.
3. Принцип коллективности. Уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные условия для формирования общечеловеческих ценностных ориентации личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. Для реализации принципа коллективности в школе могут быть использованы: групповые формы работы на уроке, ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.
4. Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.) учащихся, т.е. выяснять, чем конкретный ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Учет индивидуальных особенностей — это один из аспектов более общего, личностного подхода к школьнику. Следует выявить также, как представлен школьник в коллективе и как коллектив представлен в его личности.
Организация учителями и воспитателями учебно-воспитательного процесса как совместной деятельности должна соответствовать следующим правилам.
1) предоставлять каждому школьнику возможность свободного выбора деятельности;
2) давать ученику возможность смены социальной позиции в процессе его жизнедеятельности;
3) побуждать учащихся ставить себя на место другого (применение механизма идентификации).
Наиболее эффективной формой организации учебно-воспитательного процесса является совместная деятельность, которая предоставляет возможность: — перейти от монологичного стиля общения к диалогичному, от авторитарной формы отношений к отношениям, базирующимся на авторитете личности;
— осуществлять смену социальной позиции школьника с пассивно-ученической на "учительскую", что обеспечивает индивиду реализацию своей "зоны ближайшего развития";
— задействовать механизмы: влияния на личность учащегося и группу через референтное лицо; идентификации.
Наиболее оптимальное развитие личности протекает в полной семье с гармоничными отношениями между супругами и детьми. В основе таких отношений лежит психологическая совместимость.
Совместимость — способность членов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности. Психологи выделяют несколько уровней совместимости:
1) психофизиологический — совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных действий;
2) психологический — совместимость характеров, стереотипов поведения;
3) социально-психологический — согласованность функционально-ролевых ожиданий (члены группы должны представлять: что, как, с кем и в какой последовательности должен делать каждый участник группы для достижения групповых задач);
Другое о образовании:
Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста
К моменту поступлению детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического различия. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, могут уже по-р ...
Работа с коллективом родителей
Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, об мен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителе ...
Сущность межпредметных связей
Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС) ...