2. Принцип деятельности. В соответствии с этим принципом развитие личности следует понимать не только как создание комплексной многоплановой деятельности, но и как организацию совместной деятельности ребенка со взрослым и сверстников. Чтобы совместная деятельность ребенка отвечала задачам всестороннего развития личности, она должна быть:
а) подлинно совместной деятельностью, в которой воплощены отношения ответственной зависимости;
б) социально значимой, интересной для детей
в) динамичной, осуществляющей изменение социальной роли ребенка в процессе взаимодействия и функционирования;
г) эмоционально насыщенной коллективными переживаниями, дающими возможность для действенного сострадания неудачам и искренней радости сорадования успехам других людей.
3. Принцип коллективности. Уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные условия для формирования общечеловеческих ценностных ориентации личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. Для реализации принципа коллективности в школе могут быть использованы: групповые формы работы на уроке, ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.
4. Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.) учащихся, т.е. выяснять, чем конкретный ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Учет индивидуальных особенностей — это один из аспектов более общего, личностного подхода к школьнику. Следует выявить также, как представлен школьник в коллективе и как коллектив представлен в его личности.
Организация учителями и воспитателями учебно-воспитательного процесса как совместной деятельности должна соответствовать следующим правилам.
1) предоставлять каждому школьнику возможность свободного выбора деятельности;
2) давать ученику возможность смены социальной позиции в процессе его жизнедеятельности;
3) побуждать учащихся ставить себя на место другого (применение механизма идентификации).
Наиболее эффективной формой организации учебно-воспитательного процесса является совместная деятельность, которая предоставляет возможность: — перейти от монологичного стиля общения к диалогичному, от авторитарной формы отношений к отношениям, базирующимся на авторитете личности;
— осуществлять смену социальной позиции школьника с пассивно-ученической на "учительскую", что обеспечивает индивиду реализацию своей "зоны ближайшего развития";
— задействовать механизмы: влияния на личность учащегося и группу через референтное лицо; идентификации.
Наиболее оптимальное развитие личности протекает в полной семье с гармоничными отношениями между супругами и детьми. В основе таких отношений лежит психологическая совместимость.
Совместимость — способность членов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности. Психологи выделяют несколько уровней совместимости:
1) психофизиологический — совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных действий;
2) психологический — совместимость характеров, стереотипов поведения;
3) социально-психологический — согласованность функционально-ролевых ожиданий (члены группы должны представлять: что, как, с кем и в какой последовательности должен делать каждый участник группы для достижения групповых задач);
Другое о образовании:
Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении
программы индивидуального развития ребенка
В практике школы нередки случаи несовпадения, иногда очень значительного, оценок ребенка учителями и родителя ми. В 5—10 классах процент несовпадений возрастает. Дело заключается отнюдь не в выявлении «виновных» такого взаимного непонимания: ясно, что вина лежит на воспитателях. Серьезность вопроса ...
Анализ учебников по математики для 5-6 классов
Учебник под ред. Н.Я.Виленкина и др.наиболее распространен в общеобразовательных школах. В основном все задания подобраны для выработки основных навыков, то есть они являются стандартными. Что касается устных упражнений, то они являются достаточно скучными и не вызывают интереса у учащихся, так как ...
Общая характеристика изобразительной деятельности как
средство сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной
недостаточностью
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения ...