Включенность личности в коллектив

Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Страница 6

Оставляя за пределами нашей работы вопрос о вклю­ченности человека в систему общественных отношений, мы все же сошлемся на характеристику, данную этому явлению Б. Ф. Ломовым: «Было бы неверно представлять систему об­щественных отношений как некоторые внешние для индиви­да «координаты», относительно которых он строит свое по­ведение. Индивид включен в эти отношения непосредствен­но своей деятельностью и общением с другими людьми. В зависимости от того, каково его объективное отношение к процессам производства, обмена, потребления, к собственно­сти на средства производства, какими гражданскими права­ми он обладает, как он включен в политическую и идеологи­ческую жизнь общества и т. д. — в зависимости от этого на­ходится образ его жизни и его психология»[4,60]. Это положение подчеркивает примат общественных отношений перед психо­логическими.

Включение учащегося в систему ответственных отноше­ний и во взаимозависимую деятельность подготавливает его в будущем к поиску передовых форм организации коллек­тивного труда.

Развитие личности в системе межличностных отношений. В жизни конкретного человека как отдельного представителя человеческой общности его личность и его психика пред­ставлены в неразрывном единстве. Как отмечалось выше, личность — это особое системное качество, характеризующее включенность индивида в общественные отношения. Разви­тие личности не может быть сведена к развитию познава­тельных, эмоциональных и волевых компонентов. Детерминантой развития личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной (значимой для него) груп­пой (или группами).

В соответствии с концепцией персонализации, индивид ха­рактеризуется потребностью быть личностью (т.е. потребностью быть в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществ­лять своей деятельностью преобразования их смысловой сферы) и способностью быть личностью (т.е. совокупностью индивиду­альных особенностей и средств, позволяющих совершать дейст­вия и поступки, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью).

Возможность реализации указанной потребности создает группа высшего уровня развития — коллектив, где «персонализация каждого является условием персонализации всех».

В общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.

Этапы развития личности в относительно стабильной общ­ности называются фазами развития личности. Можно выделить три такие фазы.

1. Адаптация — активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами общения и деятельности. 2. Индивидуализация — поиск средств и способов для про­явления своей индивидуальности, ее фиксации.

3. Интеграция — складывающиеся у индивида новообразова­ния, которые отвечают необходимости и потребности группово­го развития и собственным потребностям индивида осущест­вить значимый "вклад" в жизнь группы. Индивид начинает трансформировать групповые взаимодействия.

Практика педагогического взаимодействия и концептуаль­ный анализ позволяют сформулировать ряд принципов всесто­роннего развития личности в группе.

1. Принцип активности. Следование этому принципу оз­начает не только предоставление ребенку возможности быть всесторонне развитой, гармоничной личностью, но и возло­жение на него ответственности за реализацию этой возмож­ности. Всестороннее развитие личности — активный процесс самостоятельного, творческого конструирования собственной личности, ее самовоспитания и самосовершенствования. Реа­лизация педагогом принципа активности в этом контексте предполагает не пассивное усвоение ребенком той или иной моральной нормы на функционально-ролевом уровне, а ак­тивное овладение этой нормой. В процессе этого усвоения данная норма входит во внутренний план психики ребенка (интериоризируется).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы развитие речи младших школьников, было проведено исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе 2 классов МОУ Погорельской общеобразовательной школы. Экспериментальная работа проводилась на баз ...

Фрагменты о воспитании Демокрита
«Учиться нужно многоумию, а не многознанию». «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся». «Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыслить не время, но ран ...

Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ
Глобальные изменения, потрясшие Россию и весь мир за прошедшие десятилетия, соответствующим образом сказались и на образовательной политике. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода страны к системе рыночной экономики, а также необходимостью стать конкуре ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru