Включенность личности в коллектив

Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Страница 2

Включенность как участие в делах коллектива опреде­ляет и линию поведения учащегося: он высказывает свое мнение, делает критические замечания товарищам, побуж­дает сверстников к выполнению обязанностей, участвует в голосовании при выборе актива, выполняет конкретные дела, общественные поручения и т. п. При этом оказывается, что линия поведения во многих ситуациях как раз и характери­зует его включенность.

Включенность — это не просто принадлежность челове­ка к коллективу. Это и самодеятельность его в нем. Это не только накопление возможно большего числа актов поло­жительного поведения в коллективе, а такое состояние, при котором член коллектива всеобщий принцип коллективизма применяет в конкретных делах. Он делает больше, чем от него ожидают.

Необходимость вырабатывать внутренние условия это­го общего нравственного принципа для того, чтобы раскры­вать простор для самодеятельности и инициативы учащихся хорошо понимали А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. Так, В. А. Сухомлинский, формируя социальную ориенти­ровку у детей Павлышской школы, придавал огромное зна­чение осмыслению и переосмыслению нравственных ценно­стей с целью воспитания. Он писал, что она заключается в том, чтобы человек, стремясь к творчеству во имя полноты своей « .духовной жизни, выражал это стремление в своей деятельности, в поступках, в поведении, во взаимоотношени­ях с людьми, в жизненных конфликтах. А где источник это­го стремления? Он в том переживании радости творчества для людей, которое рождает труд, одухотворенный возвы­шенной идеей. Исключительно важно, чтобы человек в годы отрочества и юности каждый день, образно говоря, черпал все новые и новые силы в этом источнике. Если этот источ­ник есть, наш воспитанник — не пассивный объект воспита­ния, а активный борец .». В. А. Сухомлинский приводит ряд примеров, подтверждающих это. В школе учился один из «равнодушных» подростков. Но вот коллектив заметил, что он любит маленьких детей: играет с ними, мастерит для них игрушки и т. п. Ему помогли устроить площадку для игр с малышами, посадили сад и назвали его хорошим сло­вом «Радость», и усилия подростка стали действительно при­носить ему радость творческого труда .

Рассмотрим более подробно вопрос о включенности лич­ности в рамках организационных свойств коллектива. Такое рассмотрение важно, потому что включенность, будучи ре­зультатом хорошей организации коллектива, в то же время сама представляет собой аспект организации. Под вклю­ченностью личности мы будем понимать не только полное принятие индивидуумом целей, мотивов и ценностей органи­зации, но и проявление таких его личностных черт, которые способствуют укреплению коллектива как организованной системы.

В психологии интенсивно исследуются проблемы эффек­тивности коллектива, т. е. такой его активности, при кото­рой учитываются не только затраты «совокупных сил» чле­нов коллектива, но и «усиление» группы (К. Левин), коллектива (А. В. Петровский с сотрудниками) как социальной ор­ганизации.

Полная включенность в организацию должна совмещать в себе, во-первых, собственную активность личности, во-вто­рых, пристрастность к активности других членов, в-третьих, знание и предвидение активности всех членов организации, что является основой проявления активности и самого инди­вида. Иными словами, личность при полной включенности ее в организацию можно рассматривать как модель организа­ции в целом, как один из показателей качества внутренних групповых социально-психологичских процессов, как показа­тель уровня развития группы вообще.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Место географии в профильном обучении
Школьному образованию принадлежит ведущая роль в социализации личности, в формировании её нравственных устоев, взглядов на мир и на ощущение себя в этом мире. Учеба в общеобразовательной школе – это первый и одновременно последний период в жизни человека, когда формирование взглядов происходит под ...

Педагогические воззрения Демокрита
Демокрит Абдерский (460-370 гг. до н. э.) – великий древнегреческий философ, один из основателей материалистической философии и атомистики – учения о том, что материальные вещи состоят из атомов. Демокрит был ученым-энциклопедистом, занимался математикой, физикой, анатомией, медициной, историей. Он ...

Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом опр ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru