Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Новая педагогика » Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью » Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Страница 4

1. «Метод расширения речевых моделей»

Метод можно изобразить в виде пирамиды, в которой каждая последующая ступень шире предыдущей.

На первой ступени ведется работа по фонации речевого выдоха и формированию гласных звуков. Нужно отметить, что предвосхищает ее подготовительный этап по развитию речевого дыхания. У детей с выраженной умственной отсталостью навык речевого выдоха не формируется самопроизвольно, поэтому следует учить детей дуть на горячую пищу в трубочку, надувать шарики и т.д. По мере закрепления этих умений озвучиваем выдох, пропевая фонемы «у», «о», «а». Гласные «ы», «и», «э» вызываются позднее.

Базовые согласные звуки вызываются в следующей последовательности. Сначала губно – губные – смычно – проходные «м», – смычно – взрывные «п», «б». Затем – щелевые – «в», «ф» и смычно – проходной – «н». После чего – заднее – язычные смычно – взрывные – «к», «г». Вызвав согласный звук, закрепляем его в обратных слогах, для более точной локализации, а затем – в прямых.

Семантическую нагрузку слогам сообщают применяя прием звуко – подражания, связывая каждый слог с изображением животного, закладывая таким образом фундамент активного словаря. Теперь ребенок, видя изображение знакомого животного, произносит слог, имеющий значение слова: корова для него – это «му», кошка – «мяу» и т.д.

Двухсложные слова образуют, повторяя слоги «ма – ма», «па – па», «ба – ба», затем моделируют новые слова их разных открытых слогов «Во – ва», «те – тя» и т.д. С этой задачей дети с выраженной умственной отсталостью справляются относительно легко и быстро.

Используя указательный и вопросительный жесты, задают ребенку вопрос «Где Таня?» или «Это Таня?» и добиваются ответа «Таня», сопровождаемого указательным жестом. Этот этап работы закладывает базу для элементарных навыков диалогической речи, создает простейшие речевые модели, которым отводится роль так называемых «пусковых механизмов» предикативности.

На следующей ступеньке модель – «Слово – фраза». Здесь озвучивают коммуникативно – значимые единицы: «Дай!», «На!» 9в значении «возьми»), выполняющие предикативную функцию. Раскладывают картинки, называют их и просят ребенка: «Дай…». Ребенок берет нужную картинку и говорит: «На!». После закрепления навыка произнесения этих слов – фраз, переходим к двухсловной фразе. Теперь ребенок должен сам сформулировать фразу, чтобы помочь ему в выборе нужного слова, обращаются к нему с инструкцией: «Попроси…», «Дай…». Ребенок проговаривает двухсловную фразу «Дай…», «На…» и т.п.

Далее необходимо научить ребенка оречевлять свои действия, поэтому работают над фразой «личное местоимение + глагол», например: «Я иду», «Я ем», «Я мою» и т.п. При закреплении навыка произнесения этой фразы выполняют с ребенком все называемые действия, оречевляя их. Через некоторое время спрашивают ребенка: «Ты моешь?» – «Я мою», «Ты идешь?» – «Я иду». Таким образом, речь ребенка обогащается первыми предикатами.

На ступеньке «Трехсоставная фраза» расширяют модель «личное местоимение + глагол» дополнением – именем существительное. Получают модель «личное местоимение + глагол + существительное». Например: «Я иду домой», «Я мою руки», «Я ем кашу». Постепенно личное местоимение заменяется именем существительным и получаются модели двухсловной – «существительное + глагол + существительное» фразы, например: «Баба идет», «Ляля ест», «Мама моет», «Баба идет домой», «Мама идет домой», «Мама моет Лялю. Параллельно ведется работа по усвоению форм глаголов. При отборе слов для создания речевых моделей, не обязательно увеличивать их количество, главное сформировать умение включать слова во фразу, соединять с другими словами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое о образовании:

Диагностика речевого развития 3 - 4-х летнего возраста
Методические рекомендации к планированию и проведению занятия по обследованию психомоторного развития детей с нарушениями речи При отборе основных видов движений и их количества для проведения занятия по обследованию психомоторного развития необходимо учитывать возрастные особенности детей данной г ...

Особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР
Математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Характеризуя восприятие времени дошкольниками, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представление о времени у них ...

Теоретические основы исследования проблемы развитие речи младших школьников
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru