Прогресс человечества неразрывно связан с творчеством, с созданием нового, с возникновением идей, позволяющих взглянуть на, казалось бы, хорошо известные явления с неожиданных позиций. Теперь в эпоху ускоренного научно-технического прогресса особенно важно добиться того, чтобы как можно большее число молодых людей поверили в свои способности, свои творческие силы и нашли для них достойное применение.
Творчество является исключительно емким и широким понятием.
Творит учитель в классе, когда, излагая предмет, заставляет учащихся забыть о мелочных личных заботах и увлекает идеями своего предмета, показывая важность и грандиозность заложенных в них возможностей, как для развития науки, так и для познания природы, прогресса культуры и практической деятельности.
Творчество необходимо во всех областях деятельности, а не только в науке, проектировании, литературном или художественном труде. Те, кто сейчас учится в школе, через несколько лет вступят в самостоятельную жизнь и станут рабочими, военными, колхозниками, экономистами, врачами или педагогами. На их плечи ляжет обязанность не только поддерживать достижения экономики, науки и культуры, но и способствовать их совершенствованию. Для этих целей понадобится не только умение трудиться и увлеченность делом, но и расцвет талантов и творческих способностей. Но для того чтобы потенциальные творческие таланты пробудить к жизни, необходимо систематически воспитывать учащихся в стремлении поиска лучших путей для выполнения порученного дела, творчески овладевать содержанием курса школьного обучения. Для творчества также нужно пройти своеобразную школу.
Способности человека являются величайшей ценностью, которая принадлежит всему обществу и крайне ему необходима.
Эта простая мысль должна быть близка каждому учащемуся и учителю. Однако чтобы преподаватель мог передать учащимся все разнообразие проявления творческих талантов, он должен знать об этом гораздо больше, чем дает ему лично приобретенный опыт.
Многие крупные мыслители полагают, что некоторые лица обладают специфическими творческими задатками и что успех человека в той или иной сфере деятельности во многом зависит именно от наличия этих задатков.
Следует отметить, что математическая одаренность встречается, не так редко, как это многим кажется. Но эта творческая жилка проявляется у разных лиц по-разному и в различных направлениях.
Одни находят обобщение ранее полученных результатов и тем самым расширяют поле их применимости. Другие умеют найти совсем новые объекты для исследования. Третьи сильны в логическом совершенствовании теории. Четвертые ищут и находят решение глубоких прикладных проблем и открывают пути решения многочисленных вопросов в разнообразных областях знания. Пятые подвергают математические понятия и направления исследования, так сказать, философскому анализу и затем объединяют различные ветви математической мысли воедино.
При решении вопроса о наличии или отсутствии творческого таланта у того или иного лица обязательно следует принимать во внимание многообразие форм математического творчества и не пропустить ни одну из них. Отсутствие какой-нибудь одной из них еще не означает, что данное лицо полностью лишено творческих математических способностей.
Развитие творческих способностей требует длительного воздействия и должно быть предметом внимания педагогического коллектива буквально с первых дней обучения. Воспитанию стремления к творчеству следует уделять пристальное внимание на всех этапах обучения. Каждый предмет школьного курса способен внести свою долю воздействия на творческий облик учащегося. Математика предоставляет для этого исключительные возможности. Действительно, поиск решений нестандартных задач, нестандартных путей решения традиционных задач, размышления над парадоксами, поиск ошибок в рассуждениях, анализ содержания теорем и сути их доказательств, беседы о творческих лабораториях известных ученых — все это составляет важные слагаемые на пути развития способностей и духа творческого горения.
Нередко даже хорошие учащиеся убеждают себя в отсутствии у них творческих способностей, поскольку они не могут так легко и свободно разговаривать о сложных вопросах математики и ее нерешенных задачах, как некоторые другие их одноклассники, для которых, если их послушать и им поверить, все самое сложное очевидно и тривиально. Однако это скороспелое решение, поскольку обнаружить наличие или отсутствие таланта, творческих возможностей можно только в борьбе, в длительном поиске решения сложной задачи, которая способна захватить человека и заставляет его думать о ней все свободное время. Талант — это не только врожденное свойство, но и напряженная повседневная работа.
Другое о образовании:
Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному
искусству и художественному труду
Методика преподавания основывает свои положения на данные педагогической науки. Однако одна наука педагогика, без практики, не даёт возможности овладеть искусством преподавания – она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю ...
Мотивы учения в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, ...
Классификации методов психолого-педагогических исследования
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: · организационные; · эмпирические; · по способу обработки данных; · интерпретационные. К организационны ...