Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью

Новая педагогика » Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью

В настоящее время проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью актуальна.

Общение играет особую роль в развитии ребенка, начиная с самого раннего возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия.

Воспитание людей, является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания должно быть коррекционное развитие умственно отсталых. Общество должно учитывать необходимость расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности людей с нарушением интеллекта.

Проблемой развития навыков общения занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них Леонтьев А.Н. Лисина М.И., Сильвестру А.И., Запорожец А.В. и М.И., Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б.

При нормальном умственном развитии ребенка происходит, в основном быстрое речевое развитие, увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную речь и сами активно вступают в беседу, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими, проявляют интерес к сверстникам и взрослым.

Общение, объединяя достижения ребенка становится важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.

Помимо произнесения слов, владения языком общения предполагается:

· Восприятие и понимание;

· Реакция на окружающую речь;

· Умение соблюдать очередность в разговоре.

По мере развития навыков общения ребенок приобретает:

· Способность при помощи общения удовлетворять целый ряд своих потребностей – социальных, эмоциональных и материальных;

· Способность выражать свои пожелания – сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями;

· Способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т.п.;

· Способность отчетливо произносить самые разные звуки, – разрабатывает артикуляцию;

· Способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.

Умственно отсталый ребенок, с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие навыков общения выходит на первый план при воспитании таких детей.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволили определить тему исследования «Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью».

Цель исследования заключается в

изучении специфики коммуникативного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, обоснованием на этой основе путей и методов формирования у них основных компонентов деятельности общения, выявлением реальных условий его оптимизации.

Объектом исследования

явилась коммуникативная деятельность детей с умственной отсталостью.

Предметом исследования

является реализация процесса формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью.

С целью решения поставленных нами задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались разнообразные методы, позволяющие наиболее углубленно и тщательно изучить круг обозначенных проблем: анализ литературных источников по теме исследования, констатирующий и обучающий эксперименты, количественная и качественная обработка полученных результатов.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи

:

1) проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования, определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей с умственной отсталостью;

2) создать унифицированный набор экспериментально-психологических методик исследования коммуникативной деятельности и апробировать их на детях старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;

3) изучить состояние коммуникативных умений и навыков детей данного контингента, реализуемых ими в семье, детском коллективе и в общении с педагогами;

4) определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования коммуникативного поведения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью и обосновать на этой основе методические рекомендации, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей.

Другое о образовании:

Характеристика констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Прежде чем проводить опытно-экспериментальную работу, мы пытались выяснить, как используют игровые технологии в школе учителя различных предметов, и каковы, по мнению работающих учителей, причины сокращения применения игровых технологий в образовательном процессе средней школы. Подавляющее большинс ...

Виды монологической речи
Выделяются следующие виды монологической речи: 1) описание - изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения; 2) повествование - изображение предмета речи в изменении как последовательности переживаемых собы ...

Роль образования в формировании ценностных ориентаций молодежи
Особенности ценностных ориентаций молодежи определяются влиянием следующих факторов: возрастно-демографический; амбивалентно-транзитивный; дивиантно-деликвитный; образовательный. Возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социа ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru