В настоящее время проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью актуальна.
Общение играет особую роль в развитии ребенка, начиная с самого раннего возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия.
Воспитание людей, является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания должно быть коррекционное развитие умственно отсталых. Общество должно учитывать необходимость расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности людей с нарушением интеллекта.
Проблемой развития навыков общения занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них Леонтьев А.Н. Лисина М.И., Сильвестру А.И., Запорожец А.В. и М.И., Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б.
При нормальном умственном развитии ребенка происходит, в основном быстрое речевое развитие, увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную речь и сами активно вступают в беседу, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими, проявляют интерес к сверстникам и взрослым.
Общение, объединяя достижения ребенка становится важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.
Помимо произнесения слов, владения языком общения предполагается:
· Восприятие и понимание;
· Реакция на окружающую речь;
· Умение соблюдать очередность в разговоре.
По мере развития навыков общения ребенок приобретает:
· Способность при помощи общения удовлетворять целый ряд своих потребностей – социальных, эмоциональных и материальных;
· Способность выражать свои пожелания – сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями;
· Способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т.п.;
· Способность отчетливо произносить самые разные звуки, – разрабатывает артикуляцию;
· Способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.
Умственно отсталый ребенок, с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие навыков общения выходит на первый план при воспитании таких детей.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволили определить тему исследования «Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью».
Цель исследования заключается в
изучении специфики коммуникативного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, обоснованием на этой основе путей и методов формирования у них основных компонентов деятельности общения, выявлением реальных условий его оптимизации.
Объектом исследования
явилась коммуникативная деятельность детей с умственной отсталостью.
Предметом исследования
является реализация процесса формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью.
С целью решения поставленных нами задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались разнообразные методы, позволяющие наиболее углубленно и тщательно изучить круг обозначенных проблем: анализ литературных источников по теме исследования, констатирующий и обучающий эксперименты, количественная и качественная обработка полученных результатов.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи
:
1) проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования, определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей с умственной отсталостью;
2) создать унифицированный набор экспериментально-психологических методик исследования коммуникативной деятельности и апробировать их на детях старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;
3) изучить состояние коммуникативных умений и навыков детей данного контингента, реализуемых ими в семье, детском коллективе и в общении с педагогами;
4) определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования коммуникативного поведения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью и обосновать на этой основе методические рекомендации, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей.
Другое о образовании:
Иноязычный текст как объект понимания
В методике обучения иностранным языкам текст рассматривается как средство обучения, относясь к такой его разновидности, как учебные материалы. С этой точки зрения текст, будучи продуктом речи, есть любая последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением. Т ...
Специфика методов изучения семьи
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организов ...
Реализация аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Возьмем за основу введенные в пункте 1.3. аксиомы евклидовой геометрии и сравним с ними аксиомы, вводимые А. В. Погореловым, обращая внимание на порядок их введения. А. В. Погорелов начинает учебник со свойств принадлежности точек и прямых, аксиома 11 (хотя здесь А. В. Погорелов не называет это акс ...