Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Новая педагогика » Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью » Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Страница 2

Сотрудничество как показатель активности общения определяется исследователями как ориентация на равноправие отношений в общении, стремление к совместному достижению результата, поэтому само по себе может рассматриваться как показатель результативности коммуникативной активности. Сотрудничество и результативность коммуникативной активности изучались исследователями с помощью методик «Оценка самоконтроля в общении» и «Ассертивны ли Вы».

Оценка самоконтроля в общении подростков с интеллектуальным недоразвитием проводилась исследователями с помощью экспертов, в качестве которых выступали учителя коррекционной школы. Для сопоставимости результатов точно такую же экспертную оценку исследователи провели и в группе нормально развивающихся подростков. В основную группу (52 чел.) были включены учащиеся старших (7-9) классов коррекционного образовательного учреждения VIII вида с диагнозом: легкая умственная отсталость. В контрольную группу вошли учащиеся 8-9 общеобразовательных классов массовой школы (56 чел.)

При изучении ассертивности личности подростков как основной, так и контрольной групп мы модифицировали критериальный аппарат методики, выделив три основных блока отношений:

А) образ «Другого» в сфере отношений;

Б) образ «Я» в сфере отношений;

В) искренность отношений «Я» и «Другого».

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием непараметрических критериев статистической значимости двух выборок: критерия Вилкоксона – Манна – Уитни и критерия «хи – квадрат».

Сопоставление полученных данных выявляет преобладание у подростков с интеллектуальным недоразвитием низкого и очень низкого уровней эмпатийных тенденций в общении (54%), тогда как в контрольной группе выраженным является преобладание нормального и высокого уровней развития эмпатийных тенденций в общении (50% и 43% соответственно). Использование непараметрических методов статистического анализа позволяет говорить о статистически достоверных различиях в проявлении исследуемого качества в сравниваемых группах подростков. В содержательном плане эти данные могут свидетельствовать о недоразвитии способности к сопереживанию другому, принятию его чувств, настроения, стремления учитывать его потребности и чувства при выборе средств общения, поведения.

Анализ данных об ассертивных показателях позволяет говорить о наличии в плане определенных тенденций в системе отношений подростков двух выборок. Так, у нормально развивающихся подростков диагностируются в основном низкие показатели уровневых характеристик отношений к «Другому» – потенциальному партнеру в общении, что может свидетельствовать о тенденциях процесса социализации нормально развивающихся подростков, связанных с формирующимся индивидуализмом, стремлением к самореализации, собственному успеху, высокому социальному статусу. Образ «Другого», в условиях социальных выборов, занимает далеко не первые позиции в иерархии референтных отношений подростков и даже в какой-то степени может восприниматься как образ соперника как в процессе формирования групповых отношений, так и в процессе определения социально – ролевых позиций. В выборке подростков с интеллектуальным недоразвитием проявляются иные тенденции, состоящие в позитивности образа другого, преобладании среднего (64%) и в части случаев (10%), высокого уровня отношений к «Другому» – потенциальному партнеру общения.

Диагностические показатели образа «Я» в сфере отношений подростков также выявляют некоторые различия результатов в сравниваемых группах. Так, в контрольной группе отмечается явное преобладание высокого уровня «Я» в сфере социальных отношений (90%). В выборке подростков с интеллектуальным недоразвитием также отмечается преобладание высокого уровня «Я» в сфере социальных отношений, но и 66% случаев: у 21% подростков выявляется средний уровень и у 13% – низкий уровень проявления «Я» в сфере социального взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Процедура определения психологической готовности к школе
Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в д/с или школе заранее вывешивается листок с информацией о т ...

Психолого-педагогические основы игровых технологий
Сущность подготовки студентов к использованию игровых технологий мы рассматривали, опираясь на концепцию профессионально-педагогической подготовки, разработанную А.А. Орловым. Профессионально- педагогическая подготовка будущих учителей в рамках этой концепции понимается как процесс и результат осво ...

Исследование уровня развития связной речи учащихся 4 класса
В констатирующем тестировании принимали участие 22 ученика 4 «а» класса. Цель: Выявить уровень развития связной речи у учащихся четвертого класса. Для достижения цели эксперимента нами были использованы некоторые компоненты развития речи младших школьников: богатство языка, обеспечивающее относител ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru