Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Новая педагогика » Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью » Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Страница 2

Сотрудничество как показатель активности общения определяется исследователями как ориентация на равноправие отношений в общении, стремление к совместному достижению результата, поэтому само по себе может рассматриваться как показатель результативности коммуникативной активности. Сотрудничество и результативность коммуникативной активности изучались исследователями с помощью методик «Оценка самоконтроля в общении» и «Ассертивны ли Вы».

Оценка самоконтроля в общении подростков с интеллектуальным недоразвитием проводилась исследователями с помощью экспертов, в качестве которых выступали учителя коррекционной школы. Для сопоставимости результатов точно такую же экспертную оценку исследователи провели и в группе нормально развивающихся подростков. В основную группу (52 чел.) были включены учащиеся старших (7-9) классов коррекционного образовательного учреждения VIII вида с диагнозом: легкая умственная отсталость. В контрольную группу вошли учащиеся 8-9 общеобразовательных классов массовой школы (56 чел.)

При изучении ассертивности личности подростков как основной, так и контрольной групп мы модифицировали критериальный аппарат методики, выделив три основных блока отношений:

А) образ «Другого» в сфере отношений;

Б) образ «Я» в сфере отношений;

В) искренность отношений «Я» и «Другого».

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием непараметрических критериев статистической значимости двух выборок: критерия Вилкоксона – Манна – Уитни и критерия «хи – квадрат».

Сопоставление полученных данных выявляет преобладание у подростков с интеллектуальным недоразвитием низкого и очень низкого уровней эмпатийных тенденций в общении (54%), тогда как в контрольной группе выраженным является преобладание нормального и высокого уровней развития эмпатийных тенденций в общении (50% и 43% соответственно). Использование непараметрических методов статистического анализа позволяет говорить о статистически достоверных различиях в проявлении исследуемого качества в сравниваемых группах подростков. В содержательном плане эти данные могут свидетельствовать о недоразвитии способности к сопереживанию другому, принятию его чувств, настроения, стремления учитывать его потребности и чувства при выборе средств общения, поведения.

Анализ данных об ассертивных показателях позволяет говорить о наличии в плане определенных тенденций в системе отношений подростков двух выборок. Так, у нормально развивающихся подростков диагностируются в основном низкие показатели уровневых характеристик отношений к «Другому» – потенциальному партнеру в общении, что может свидетельствовать о тенденциях процесса социализации нормально развивающихся подростков, связанных с формирующимся индивидуализмом, стремлением к самореализации, собственному успеху, высокому социальному статусу. Образ «Другого», в условиях социальных выборов, занимает далеко не первые позиции в иерархии референтных отношений подростков и даже в какой-то степени может восприниматься как образ соперника как в процессе формирования групповых отношений, так и в процессе определения социально – ролевых позиций. В выборке подростков с интеллектуальным недоразвитием проявляются иные тенденции, состоящие в позитивности образа другого, преобладании среднего (64%) и в части случаев (10%), высокого уровня отношений к «Другому» – потенциальному партнеру общения.

Диагностические показатели образа «Я» в сфере отношений подростков также выявляют некоторые различия результатов в сравниваемых группах. Так, в контрольной группе отмечается явное преобладание высокого уровня «Я» в сфере социальных отношений (90%). В выборке подростков с интеллектуальным недоразвитием также отмечается преобладание высокого уровня «Я» в сфере социальных отношений, но и 66% случаев: у 21% подростков выявляется средний уровень и у 13% – низкий уровень проявления «Я» в сфере социального взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Методика использования занятий по изобразительной деятельности как средства эмоционального воспитания детей
Исследование особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью - составная часть комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка, которое проводится в соответствии с существующими нормативами. Нами было проведен эксперимент, позвол ...

Возрастные особенности учащихся 6 класса
В период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет) идет подростковый возраст, отрочество. В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность - подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управл ...

Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
В данном параграфе будут рассмотрены содержательные и сущностные характеристики понятия «вежливость». Изучение психолого-педагогической литературы позволит раскрыть вопросы о вежливости, как морального качества человека и как культуры общения. Категория вежливости - это непосредственная составляюща ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru