Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Новая педагогика » Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью » Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Страница 2

Сотрудничество как показатель активности общения определяется исследователями как ориентация на равноправие отношений в общении, стремление к совместному достижению результата, поэтому само по себе может рассматриваться как показатель результативности коммуникативной активности. Сотрудничество и результативность коммуникативной активности изучались исследователями с помощью методик «Оценка самоконтроля в общении» и «Ассертивны ли Вы».

Оценка самоконтроля в общении подростков с интеллектуальным недоразвитием проводилась исследователями с помощью экспертов, в качестве которых выступали учителя коррекционной школы. Для сопоставимости результатов точно такую же экспертную оценку исследователи провели и в группе нормально развивающихся подростков. В основную группу (52 чел.) были включены учащиеся старших (7-9) классов коррекционного образовательного учреждения VIII вида с диагнозом: легкая умственная отсталость. В контрольную группу вошли учащиеся 8-9 общеобразовательных классов массовой школы (56 чел.)

При изучении ассертивности личности подростков как основной, так и контрольной групп мы модифицировали критериальный аппарат методики, выделив три основных блока отношений:

А) образ «Другого» в сфере отношений;

Б) образ «Я» в сфере отношений;

В) искренность отношений «Я» и «Другого».

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием непараметрических критериев статистической значимости двух выборок: критерия Вилкоксона – Манна – Уитни и критерия «хи – квадрат».

Сопоставление полученных данных выявляет преобладание у подростков с интеллектуальным недоразвитием низкого и очень низкого уровней эмпатийных тенденций в общении (54%), тогда как в контрольной группе выраженным является преобладание нормального и высокого уровней развития эмпатийных тенденций в общении (50% и 43% соответственно). Использование непараметрических методов статистического анализа позволяет говорить о статистически достоверных различиях в проявлении исследуемого качества в сравниваемых группах подростков. В содержательном плане эти данные могут свидетельствовать о недоразвитии способности к сопереживанию другому, принятию его чувств, настроения, стремления учитывать его потребности и чувства при выборе средств общения, поведения.

Анализ данных об ассертивных показателях позволяет говорить о наличии в плане определенных тенденций в системе отношений подростков двух выборок. Так, у нормально развивающихся подростков диагностируются в основном низкие показатели уровневых характеристик отношений к «Другому» – потенциальному партнеру в общении, что может свидетельствовать о тенденциях процесса социализации нормально развивающихся подростков, связанных с формирующимся индивидуализмом, стремлением к самореализации, собственному успеху, высокому социальному статусу. Образ «Другого», в условиях социальных выборов, занимает далеко не первые позиции в иерархии референтных отношений подростков и даже в какой-то степени может восприниматься как образ соперника как в процессе формирования групповых отношений, так и в процессе определения социально – ролевых позиций. В выборке подростков с интеллектуальным недоразвитием проявляются иные тенденции, состоящие в позитивности образа другого, преобладании среднего (64%) и в части случаев (10%), высокого уровня отношений к «Другому» – потенциальному партнеру общения.

Диагностические показатели образа «Я» в сфере отношений подростков также выявляют некоторые различия результатов в сравниваемых группах. Так, в контрольной группе отмечается явное преобладание высокого уровня «Я» в сфере социальных отношений (90%). В выборке подростков с интеллектуальным недоразвитием также отмечается преобладание высокого уровня «Я» в сфере социальных отношений, но и 66% случаев: у 21% подростков выявляется средний уровень и у 13% – низкий уровень проявления «Я» в сфере социального взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью
Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60-х годов, интерес к ним ещё более возрастает. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специально ...

Развитие способностей у человека
Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Способности ...

Способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку
Поскольку объектом нашего исследования является процесс совершенствования речевых умений, рассмотрим способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку. Как было отмечено в параграфе 1.2, в процессе обучения устной речи учащиеся овладевают умениями логично и последовательно ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru