Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Новая педагогика » Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью » Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Страница 3

Сущностные характеристики взаимодействий «Я» и «Другого» как показателей продуктивности коммуникативной активности, получают некоторую определенность при анализе уровневых значений третьего блока отношений, который исследователи определили как искренность отношений «Я» и «Другого». Здесь у подростков с интеллектуальным недоразвитием выявляется преобладание низкого уровня искренности отношений «Я» и «Другого» в условиях социального взаимодействия. У нормально развивающихся сверстников отмечается преобладание среднего уровня выраженности этого же показателя. Статистическая обработка данных с помощью критерия «хи – квадрат» выявляет достоверность установленных различий.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о специфичности проявлений коммуникативной активности у подростков с интеллектуальным недоразвитием в процессе их социального взаимодействия с другими. Так, у них выявляются более низкие показатели развития самоконтроля в общении, что, конечно же, не может не влиять на такие характеристики общения, как целенаправленность, избирательность, интернальность, и, кроме того, придает их межличностному взаимодействию с «Другими» характер импульсивного, недостаточно организованного процесса. Эти особенности коммуникативной активности коррелируют с результатами изучения эмпатийных тенденций в общении с «Другими». Преобладание низких и очень низких уровневых характеристик развития эмпатии у данной категории подростков дает основание говорить о недостаточном понимании потребностей и мотивов партнеров по общению, низкой способности к сопереживанию, а также о недостатке стремлений к согласованности во взаимодействии с «Другими», сотрудничеству.

Вместе с тем образы других людей очень важны для подростков с интеллектуальным недоразвитием. Об этом свидетельствуют результаты изучения второго блока уровневых характеристик коммуникативной активности. Если у нормально развивающихся подростков, по результатам выполнения теста, отмечаются тенденции индивидуализации в социальном взаимодействии, стремления к самовыражению, личному успеху и высокому социальному статусу, то у подростков с интеллектуальным недоразвитием проявляются тенденции, связанные с повышением роли «Другого» в общении. Причем сущностные характеристики этой роли, значимость ролевых позиций «Другого» в проявлениях коммуникативной активности определяются у них стремлением получить необходимую поддержку и помощь, без которых достижение желаемого результата в условиях социальных взаимодействий будет затруднительным. Это стремление придает проявлениям коммуникативной активности приспособительный, конформный характер.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о своеобразии коммуникативной активности подростков с интеллектуальным недоразвитием, которое заключается в ее недостаточной целенаправленности, импульсивности, сниженном самоконтроле, недоразвитии эмпатийных качеств, низкой способности к самореализации в условиях социального взаимодействия, высокой зависимости от других в достижении желаемого результата.

Результаты проведенного исследования углубляют представления об особенностях социального развития подростков с интеллектуальным недоразвитием. Нашли подтверждение выдвинутые предположения о сниженной продуктивности коммуникативной активности подростков с интеллектуальным недоразвитием, что проявляется в ее экстернальности, импульсивности, стереотипности и сниженных способностях к эмпатии и ассертивности в общении.

Повышение продуктивности коммуникативной активности подростков с интеллектуальной недостаточностью как механизма их личностного развития представляется одной из важнейших задач коррекционной школы, реализация которой требует модернизации образовательных программ как в области содержания и методического обеспечения учебного процесса, так и в области определения иерархии задач воспитания, приоритетом которых должно стать развитие «социального интеллекта» как условия и фактора развития способностей к межличностному взаимодействию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование культуры здоровьесбережения младших школьников
Формирующий эксперимент был направлен на проверку эффективности выделенных нами в теоретической части исследования педагогических условий формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников. Нами был предложен и проведен комплекс мероприятий, направленных на формирование здоровьесберегающе ...

Развитие речи
В непосредственной связи с развитием мышления находится воспитание культуры речи. Нередко преподаватели внимательны, только к тому содержанию, которое излагает учащийся, но не очень следят за тем, как он говорит. Такой подход не может считаться оправданным. Математик не может быть безразличным не т ...

Диагностика уровня сформированности речевых умений старшеклассников
Опытно-экспериментальная работа состояла из двух этапов. Первый этап представлял собой диагностику уровня сформированности монологических умений старшеклассников, которая проводилась методом устного опроса. Второй этап включал собственно экспериментальное обучение и контрольный срез. Целью практиче ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru