Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Новая педагогика » Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью » Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Страница 3

Сущностные характеристики взаимодействий «Я» и «Другого» как показателей продуктивности коммуникативной активности, получают некоторую определенность при анализе уровневых значений третьего блока отношений, который исследователи определили как искренность отношений «Я» и «Другого». Здесь у подростков с интеллектуальным недоразвитием выявляется преобладание низкого уровня искренности отношений «Я» и «Другого» в условиях социального взаимодействия. У нормально развивающихся сверстников отмечается преобладание среднего уровня выраженности этого же показателя. Статистическая обработка данных с помощью критерия «хи – квадрат» выявляет достоверность установленных различий.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о специфичности проявлений коммуникативной активности у подростков с интеллектуальным недоразвитием в процессе их социального взаимодействия с другими. Так, у них выявляются более низкие показатели развития самоконтроля в общении, что, конечно же, не может не влиять на такие характеристики общения, как целенаправленность, избирательность, интернальность, и, кроме того, придает их межличностному взаимодействию с «Другими» характер импульсивного, недостаточно организованного процесса. Эти особенности коммуникативной активности коррелируют с результатами изучения эмпатийных тенденций в общении с «Другими». Преобладание низких и очень низких уровневых характеристик развития эмпатии у данной категории подростков дает основание говорить о недостаточном понимании потребностей и мотивов партнеров по общению, низкой способности к сопереживанию, а также о недостатке стремлений к согласованности во взаимодействии с «Другими», сотрудничеству.

Вместе с тем образы других людей очень важны для подростков с интеллектуальным недоразвитием. Об этом свидетельствуют результаты изучения второго блока уровневых характеристик коммуникативной активности. Если у нормально развивающихся подростков, по результатам выполнения теста, отмечаются тенденции индивидуализации в социальном взаимодействии, стремления к самовыражению, личному успеху и высокому социальному статусу, то у подростков с интеллектуальным недоразвитием проявляются тенденции, связанные с повышением роли «Другого» в общении. Причем сущностные характеристики этой роли, значимость ролевых позиций «Другого» в проявлениях коммуникативной активности определяются у них стремлением получить необходимую поддержку и помощь, без которых достижение желаемого результата в условиях социальных взаимодействий будет затруднительным. Это стремление придает проявлениям коммуникативной активности приспособительный, конформный характер.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о своеобразии коммуникативной активности подростков с интеллектуальным недоразвитием, которое заключается в ее недостаточной целенаправленности, импульсивности, сниженном самоконтроле, недоразвитии эмпатийных качеств, низкой способности к самореализации в условиях социального взаимодействия, высокой зависимости от других в достижении желаемого результата.

Результаты проведенного исследования углубляют представления об особенностях социального развития подростков с интеллектуальным недоразвитием. Нашли подтверждение выдвинутые предположения о сниженной продуктивности коммуникативной активности подростков с интеллектуальным недоразвитием, что проявляется в ее экстернальности, импульсивности, стереотипности и сниженных способностях к эмпатии и ассертивности в общении.

Повышение продуктивности коммуникативной активности подростков с интеллектуальной недостаточностью как механизма их личностного развития представляется одной из важнейших задач коррекционной школы, реализация которой требует модернизации образовательных программ как в области содержания и методического обеспечения учебного процесса, так и в области определения иерархии задач воспитания, приоритетом которых должно стать развитие «социального интеллекта» как условия и фактора развития способностей к межличностному взаимодействию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Особенности усвоения этических представлений детьми дошкольного возраста
Этика − (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача – включение ребёнка ...

Обсуждение результатов формирующего эксперимента
Проверка полученных результатов производилась по методике, описанной в главе 2.1 Результаты констатирующего эксперимента представлены в главе 2.2. и протоколах обследования, см. приложение 1 . Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице № 3. Состояние фонетико – фонематических функц ...

Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении программы индивидуального развития ребенка
В практике школы нередки случаи несовпадения, иногда очень значительного, оценок ребенка учителями и родителя ми. В 5—10 классах процент несовпадений возрастает. Дело заключается отнюдь не в выявлении «виновных» такого взаимного непонимания: ясно, что вина лежит на воспитателях. Серьезность вопроса ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru