Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Новая педагогика » Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью » Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Страница 9

а) «Ваське стыдно»;

б) «Чуня просит прощения»

В тех случаях, когда отклонение в развитии затрудняет ребенку освоение навыков общения, родителям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Необходимо чутко следить за тем, что ребенок научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть ребенка к общению, и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что он пытается выразить, и их реакция на эти попытки.

Занятия по развитию речи, по большей части, могут и должны быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением к совместным играм и уходу за ребенком.

Независимо от возраста ребенка – будь он младенцем, который только начинает смотреть на ваше лицо, или дошкольником, который учится составлять предложения из отдельных слов – старайтесь всем своим поведением передать ему вашу уверенность в том, что он сможет вам ответить. Дайте ему время. Пока не увидите, что он явно переключился на что-то другое, ждите его ответа.

Кроме того, старайтесь предоставить ему время и возможность самому начать общение. Если говорите только вы, если вы всегда берете инициативу на себя, у ребенка просто не будет возможности понять, какой может быть его роль в процессе взаимодействия с другим человеком.

Разговаривать с малышом, действительно, очень важно, однако при этом стремитесь вести себя как участник двухстороннего общения, даже в том случае, если ребенок может ответить вам только своим взглядом и вниманием. Чтобы ощутить его реакцию, делайте в разговоре паузы. Ждите. Дайте ему время. Выражайте уверенность в том, что он вам ответит – и он ответит.

С новорожденным младенцем можно говорить о чем угодно. Родителям, от природы немногословным, бывает трудно разговаривать с маленьким ребенком, который практически не реагирует на их слова. В этом случае для начала можно просто описывать вслух то, что вы делаете. Не забывайте, что именно вы – главный объект внимания малыша.

Когда ребенок начинает концентрировать внимание на окружающих его предметах и их перемещениях, можно выбирать тему для разговора., следя за направлением его взгляда и обращая внимание на те игрушки, которые его интересуют.

По мере того, как ребенок будет становиться более активным и начнет проявлять больший интерес к играм, диапазон возможных тем для разговора станет шире. У малыша появятся уже определенные пристрастия, и ионии подскажут вам темы для бесед. До того, как он научится говорить, вы можете познакомить его с названиями предметов, которые ему нравятся. Эти предметы подскажут вам слова, которым вы будете учить малыша.

Обсуждайте с ребенком движения и действия, текстуру материалов, цвета и звуки.

У маленьких детей часто наблюдается тенденция перепархивать взглядом с предмета на предмет. В этом случае, если вы будете только следовать за ребенком, вам будет трудно сконцентрировать его внимание на смысле и звучании тех слов, которые он должен узнать.

Эту задачу можно решить, если каждый день в течении некоторого времени играть с ребенком в специально приготовленном месте, где в поле его зрения будет очень ограниченное число игрушек, и круг возможных занятий будет тоже невелик. Выберите те игрушки и те игры, которые ребенок предпочитает другим и исключите на время все, что может его отвлечь. Элемент свободного выбора останется, если вы предложите ребенку несколько способов игры с одним и тем же предметом.

Старайтесь не говорить: «Молодец!», или «Хорошо говоришь!». Во время обычного разговора так никто не говорит. Лучше в ответ на слова или жесты ребенка покажите ему, что вы его поняли и приняли к сведению то, что он сказал или сделал. Если малыш пока еще только гулит, улыбнитесь ему и ответьте такими же звуками. Если ребенок дает вам игрушку, уделите ей особое внимание и немного поиграйте с ней. Если малыш попросит вас дать ему какую-нибудь вещь, постарайтесь дать ему ее, а если малышу никак нельзя доверять эту вещь, объясните ему, что вы поняли его просьбу, хоть и не можете ее выполнить.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другое о образовании:

Влияние игры на развитие предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими лю ...

Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах
Второй этап – основной (включает не только более полную, обширную, систематизированную, междисциплинарную информацию об игре, сущности, специфике игровой деятельности, теориях происхождения игры, различных игровых технологиях, о технике игры, но и первоначальный собственный опыт применения и проект ...

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995г.№181 «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее нео ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru