Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества

Новая педагогика » Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании » Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества

Страница 2

Однако при этом важно учесть две позиции:

ü креативность в детском возрасте следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, его опыта, его личности.

ü очевидно, что компоненты творчества в рассматриваемый нами период жизни будут носить особый характер и иметь специфическую структуру.

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А. Флёрина, Г.В.Лабунская, М.П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, О.А. Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Одной из первых определение детского творчества дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к изображаемому».

В психологической литературе детское творчество рассматривается в связи с рядом проблем психического развития ребенка, таких, как детское воображение и мышление, детская одаренность и др. Здесь крайне неоднозначно определяется категория творчества вообще и детского творчества в частности. В самом деле, с одной стороны, творчество является характеристикой деятельности: особого ее вида (творческая деятельность - искусство, литература, наука) или любой деятельности, если речь идет о ее развитии, совершенствовании, переходе на новый уровень. С другой стороны, проблема связана с психологическими характеристиками творчества и, следовательно, сопряжена с проблемой способностей. Известное понятие творчества как механизма развития деятельности в значительной степени увязывает две эти стороны проблемы.

Большая роль в формировании творчества принадлежит воображению, поэтому, прежде всего, следует использовать те средства, которые способствуют его развитию. Л.С. Выготский видит силу творчества в многообразных формах связи воображения с действительностью. Каждой из форм связи он дает диалектическое определение:

ü образы воображения строятся из элементов действительности.

ü воображение направляется чужим опытом, историческим или социальным.

ü чувство влияет на воображение и, наоборот, воображение влияет на чувство.

ü продукты воображения реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение.

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это – проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Воспитание интеллектуальной элиты в системе послевузовского образования
Система послевузовского образования включает два направления: первое – подготовка и аттестация специалистов высшей квалификации в аспирантуре (65 специальностей), докторантуре (15 специальностей); а также в форме соискательства. Второе направление – система получения второго высшего образования, ст ...

Виды монологической речи
Выделяются следующие виды монологической речи: 1) описание - изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения; 2) повествование - изображение предмета речи в изменении как последовательности переживаемых собы ...

Экологическое сознание как область междисциплинарных исследований
Начало ХХI века четко обозначило тенденцию, в связи с которой стало ясно, что изменения в природной среде имеют не только биосферное значение, но и приобретают огромную социальную значимость. Современная экологическая ситуация стала формой проявления двух стихий, пересечением социальных и естествен ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru