Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества

Новая педагогика » Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании » Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества

Страница 3

Главной же чертой творческой личности исследователи называют креативность, эстетическое отношение к действительности, интеллектуальную активность.

Делается также попытка определить и основные компоненты креативности (творчества). Выделяются, в частности:

ü перцептивный компонент (наблюдательность, особая концентрация внимания);

ü интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.);

ü характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность).

Становление детской креативности – это не движение от «нетворчества» к «творчеству». В его основе – конструктивное овладение ребенком всеобщей «силой» человеческого воображения и мышления.

При исследовании проблемы детского художественного творчества, были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:

ü первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

ü второй этап – процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребенка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

ü третий этап – анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

Значительное влияние на развитие детского творчества оказывает восприятие произведений искусства. При восприятии окружающего, произведений изобразительного искусства, а также в процессе создания образа, дети овладевают обобщенными способами действий, которые в последующем могут переносить и в собственное изобразительное творчество. Среди таких способов можно выделить следующие:

ü Способ всматриваться в предметы, явления окружающей действительности, как первая ориентировка

ü Способы ориентировки в формах, пропорциях, цвете в процессе изобразительной деятельности

ü Способы самостоятельных действий при выборе материалов, выразительно-изобразительных средств

ü Способы технических действий при создании образа в рисунке, лепке, аппликации и т.д.

В своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский рассматривал восприятие как первую опорную точку для будущего творчества, когда происходит накопление материала, из которого впоследствии строится фантазия. Основываясь на данных физиологии, психологи выделяют восприятие как один из основных компонентов творческой деятельности.

По мнению многих исследователей произведения изобразительного искусства, являясь высокохудожественными объектами, несут в себе эмоциональный творческий потенциал, а эстетически выразительная форма служит толчком к творческому восприятию

Большое внимание уделяется также проблеме взаимосвязи детского творчества с обучением. Выделяется даже ряд основных приемов и методов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества детей:

ü Использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, их эстетическое восприятие;

ü Сенсорное обследование предметов, обогащение сенсорного опыта ребенка;

ü Восприятие изображения с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа;

ü «Вживание в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека;

ü Синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства);

ü Создание поисковых ситуаций;

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Причины возникновения дислексии
Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе? Затрудненное чтение и произношение в данном случае не является следствием слабого интеллекта или отсутствия возможности обучения. Причина этого кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных ...

Урок как основная форма обучения изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать нескол ...

Пути и средства сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Сенсорное развитие осуществляется на основе обеспечения взаимодействия чувственного отражения и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. Приоритетные направления работы по развитию сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития определяются с учето ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru