Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества

Новая педагогика » Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании » Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества

Страница 4

ü Игровые приемы;

ü Вопросы, объяснение задания, ориентирование на творческий подход к деятельности, применение опорных элементов(тема, идея), организующих работу воображения;

ü Рассказы детей о своем замысле, анализ и оценка детьми своих работ с учетом мнений каждого ребенка;

ü Поощрение педагогом интересных вариантов решения отдельных изображений или всей темы

Такими исследователями проблемы детского художественного творчества как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ. В.А. Езикеева пишет: «В отличие от образа в профессиональном искусстве художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для своей оценки… цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке». [30]

Творческий процесс, по мнению В.А. Езикеевой, предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами, такими как: ритм, цвет, линия, форма. Они могут быть не только средствами образного отражения, но и способствовать формированию художественного творчества, источниками которого, как уже говорилось выше, являются действительность и искусство.

В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок представляет образ живым, конкретным, действующим. Исследователи детского изобразительного творчества – Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, в определенной степени доступны и ребенку дошкольного возраста.

Однако наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Дети 4-5 лет используют цвет в декоративных целях. С развитием восприятий и эстетических чувств дети начинают использовать цвет для передачи настроения образа.

Еще одно средство выразительности, используемое дошкольниками – линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно, аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает небрежной линией.

Ритм рассматривается А.В. Бакушинским как организующее начало в рисунке, которое помогает ребенку постепенно осваивать пространство листа ритмичными мазками, штрихами. За основу он берет двигательный и зрительный опыт ребенка, зависимость развития детского творчества от развития движений и двигательных ощущений в познании и отражении мира.

Большое внимание обучению средствам художественной выразительности уделяла Е.А. Флерина. Она рассматривала его как основу развития творчества.

Г.Г. Григорьевой выделены еще и условия развития творчества детей:

ü Широкий подход к решению проблемы: педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей не только в ситуации творческого, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

ü Организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра и т.д.). Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещение театра, общение и т.п.) и служит основой для творчества дошкольников.

ü Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними: в последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. Но, прибегая к услугам специалистов необходимо обеспечить их согласованную, совместную работу с другими педагогами и родителями. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возникает целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Финансовая самостоятельность дошкольного образовательного учреждения
Происходящие изменения в российской системе образования требуют адекватных изменений в организации финансовой и экономической деятельности дошкольных учреждений. Как юридическое лицо дошкольное образовательное учреждение обязано в своей деятельности руководствоваться всеми нормативными и ведомствен ...

Внимание как познавательный процесс человека
Внимание - один из познавательных процессов человека; процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключае ...

Проектирование системы работы с одаренной молодежью
В соответствии с важнейшими документами в области образования (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция государственной молодежной политики в РФ, нормативные документы и рекомендации Минобрнауки, Рособразования, Рособрнадзора, Концепция и программа развития С ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru