Организация совместной деятельности родителей и детей

Страница 10

(Включается магнитофонная запись с ответами детей на 1—5-й вопросы.)

Вопрос о наказании детей как пути воспитания, стар, как само человечество. Родители били детей тысячи лет назад, сотни, бьют и сейчас. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза наказанного ребенка. Иногда детские глаза бывают злыми и отчужденными - это еще больнее. Можно ли вырастить ребенка без наказаний? Результаты ваших ответов на вопросы анкеты показывают большинство, отдают предпочтение (наказанию, поощрению).

Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку? Кажется, без этого невозможно. С детства ребенок слышит: нельзя, не тронь и т.д. Зачастую из-за постоянной нашей занятости нам некогда спокойно, последовательно доказывать ребенку его неправоту. Повысил тон, крикнул «Нельзя!» — ребенок подчинился. А дальше? Он или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот.

Сколько нам надо терпения, чтобы все время помнить, что ребенок перед нами - это человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства! Мы, к сожалению, забываем, что этот человек, сейчас еще маленький, растет, становится взрослым, уже сложившимся - под нашими окриками.

Когда дома с ребенком разговаривают только назидательно, криком - это сразу заметно в школе. Такой школьник сам грубит, не может спокойно обращаться к друзьям, часто вступает в конфликты с ребятами, учителями.

Самое дорогое для нас - дети. Давайте будем терпимыми с ними, находить в себе для этого силы. Ведь и мы, взрослые, часто ошибаемся.

Бывает, мы наказали ребенка, а оказалось, что он не виноват. Как вы поступаете в таких случаях? В анкете был такой вопрос: "Какие виды наказаний использовали вы в течение последних двух недель?".

Прежде чем начать разговор о физическом наказании, зачитаю мнения некоторых родителей. Вот одно из них:

"Уверен - моей Ане порка просто необходима. У нее мой - мальчишеский характер. И не оскорбится она, не обидится. Правильно все поймет. Да вот только я не могу ее наказать. Может быть, научите? Как возьму ремень в руки, увижу ее глаза, полные слез, - самому плакать хочется. Не могу, понимаете? А знаю, что надо. Да и она чувствует это. "Ты побей меня, -сама говорит, - тебе станет легче". Не знаю, как быть".

И другое мнение:

"Разве возможно строгое воспитание без порки? Хорошая, энергичная порка - не только средство предотвращения проступков в будущем, но и способ формирования психики, характера, всей личности. Что, только я одна свою Оксану деру? Да меня саму в детстве пороли! Как и всех нас, детей. Слово "воспитание" понимается как синоним слова "порка". Помню, вечерами крики наказываемых детей то и дело оглашали улицу и никаких эмоций ни у кого не вызывали. И вырастали люди, а не шваль какая-нибудь, как сейчас".

Каково ваше отношение к физическим наказаниям? Думаю, случаи из вашей жизненной практики дают вам право сделать выводы по этому вопросу. Существует точка зрения: когда вы физически наказываете ребенка, вы тем самым воспитываете испорченного человека. А вы как считаете?

Я против строгости в том смысле, в. каком ее понимают чаще всего: душевно холодные люди иногда жестоко наказывают ребенка по любому, самому незначительному поводу, редко приласкают или поцелуют его из боязни испортить; они никогда не отступятся от своего решения; они никогда не признаются в своей ошибке или слабости; они не поделятся с ребенком воспоминаниями о своем детстве.

Мне кажется, что чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому что, по моему твердому убеждению, жесткая строгость, а тем более жестокость, вызовет или ответную жестокость (иногда спустя годы), или лицемерие, вывернет наизнанку все нравственные ценности. Некоторые полагают, что строгость хороша тем, что будто бы мгновенно решает сложности в воспитании, заменяя долгий, кропотливый труд, терпеливые разъяснения. Сказал «нельзя», наказал ребенка, шлепнул - и он не будет рвать книжку, не сломает нужную вам вещь, не будет обижать слабого. И редко кто из нас задумывается над тем, что породит в будущем наш запрет, окрик, наказание. Нам ведь хочется мгновенного результата нашего "воспитательного мероприятия".

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другое о образовании:

Сущность межпредметных связей
Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС) ...

Понятие о национальной и этнической идентичности в социогуманитарном научном знании
В настоящее время понятие «идентичность» в различном контексте используется в таких областях социогуманитарного знания как: социальная психология, социология, философия, этнология, политические науки. Каждая из перечисленных наук, несомненно, вносит свой, уникальный вклад в изучение идентичности ка ...

Технологический проект урока-мастерской
Проект урока - это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока). Мастерская - педагогическая технология XXI века, разработанная педагогами "Французской группы нового образования" - GFEN. Это форма организации многоме ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru