Организация совместной деятельности родителей и детей

Страница 10

(Включается магнитофонная запись с ответами детей на 1—5-й вопросы.)

Вопрос о наказании детей как пути воспитания, стар, как само человечество. Родители били детей тысячи лет назад, сотни, бьют и сейчас. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза наказанного ребенка. Иногда детские глаза бывают злыми и отчужденными - это еще больнее. Можно ли вырастить ребенка без наказаний? Результаты ваших ответов на вопросы анкеты показывают большинство, отдают предпочтение (наказанию, поощрению).

Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку? Кажется, без этого невозможно. С детства ребенок слышит: нельзя, не тронь и т.д. Зачастую из-за постоянной нашей занятости нам некогда спокойно, последовательно доказывать ребенку его неправоту. Повысил тон, крикнул «Нельзя!» — ребенок подчинился. А дальше? Он или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот.

Сколько нам надо терпения, чтобы все время помнить, что ребенок перед нами - это человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства! Мы, к сожалению, забываем, что этот человек, сейчас еще маленький, растет, становится взрослым, уже сложившимся - под нашими окриками.

Когда дома с ребенком разговаривают только назидательно, криком - это сразу заметно в школе. Такой школьник сам грубит, не может спокойно обращаться к друзьям, часто вступает в конфликты с ребятами, учителями.

Самое дорогое для нас - дети. Давайте будем терпимыми с ними, находить в себе для этого силы. Ведь и мы, взрослые, часто ошибаемся.

Бывает, мы наказали ребенка, а оказалось, что он не виноват. Как вы поступаете в таких случаях? В анкете был такой вопрос: "Какие виды наказаний использовали вы в течение последних двух недель?".

Прежде чем начать разговор о физическом наказании, зачитаю мнения некоторых родителей. Вот одно из них:

"Уверен - моей Ане порка просто необходима. У нее мой - мальчишеский характер. И не оскорбится она, не обидится. Правильно все поймет. Да вот только я не могу ее наказать. Может быть, научите? Как возьму ремень в руки, увижу ее глаза, полные слез, - самому плакать хочется. Не могу, понимаете? А знаю, что надо. Да и она чувствует это. "Ты побей меня, -сама говорит, - тебе станет легче". Не знаю, как быть".

И другое мнение:

"Разве возможно строгое воспитание без порки? Хорошая, энергичная порка - не только средство предотвращения проступков в будущем, но и способ формирования психики, характера, всей личности. Что, только я одна свою Оксану деру? Да меня саму в детстве пороли! Как и всех нас, детей. Слово "воспитание" понимается как синоним слова "порка". Помню, вечерами крики наказываемых детей то и дело оглашали улицу и никаких эмоций ни у кого не вызывали. И вырастали люди, а не шваль какая-нибудь, как сейчас".

Каково ваше отношение к физическим наказаниям? Думаю, случаи из вашей жизненной практики дают вам право сделать выводы по этому вопросу. Существует точка зрения: когда вы физически наказываете ребенка, вы тем самым воспитываете испорченного человека. А вы как считаете?

Я против строгости в том смысле, в. каком ее понимают чаще всего: душевно холодные люди иногда жестоко наказывают ребенка по любому, самому незначительному поводу, редко приласкают или поцелуют его из боязни испортить; они никогда не отступятся от своего решения; они никогда не признаются в своей ошибке или слабости; они не поделятся с ребенком воспоминаниями о своем детстве.

Мне кажется, что чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому что, по моему твердому убеждению, жесткая строгость, а тем более жестокость, вызовет или ответную жестокость (иногда спустя годы), или лицемерие, вывернет наизнанку все нравственные ценности. Некоторые полагают, что строгость хороша тем, что будто бы мгновенно решает сложности в воспитании, заменяя долгий, кропотливый труд, терпеливые разъяснения. Сказал «нельзя», наказал ребенка, шлепнул - и он не будет рвать книжку, не сломает нужную вам вещь, не будет обижать слабого. И редко кто из нас задумывается над тем, что породит в будущем наш запрет, окрик, наказание. Нам ведь хочется мгновенного результата нашего "воспитательного мероприятия".

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другое о образовании:

Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах
Второй этап – основной (включает не только более полную, обширную, систематизированную, междисциплинарную информацию об игре, сущности, специфике игровой деятельности, теориях происхождения игры, различных игровых технологиях, о технике игры, но и первоначальный собственный опыт применения и проект ...

Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников
Мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Ряд авторов (А.В. Петровский, В.А. Петровский) указывают на существов ...

Детский сад А.С. Симонович
Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным. Аделаида Симонович стала первой в России "с ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru