Игры на уроках лексики и фразеологии. Многозначность слова

Новая педагогика » Занимательное изучение лексики и фразеологии » Игры на уроках лексики и фразеологии. Многозначность слова

Страница 3

Торопиться, учить, догнать, осилить, известие, удивить, думать.

Загадки

Я синоним – осьминога,

А без с – в метле нас много.

Я то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

А называюсь я …

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток;

Пока начнётся новый акт,

Мы называем всё …;

На время что – то прекратив,

Мы объявляем…;

В борьбе, труде устали слишком –

Дают уставшим…;

После урока непременно

Нужна ребятам…

Антонимы

Антонимы – это слова с противоположным значением, обозначающие контрастные понятия. Как правило, к антонимам относят разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные антонимы, образованные с помощью антонимичных и отрицательных приставок.

При подборе антонимов не следует упускать из виду явления многозначности и омонимичности: слову мелкий в значении глубины соответствует антоним глубокий, а в значении величины, размера – крупный.

Занятия по подбору антонимов не только обогащают словарный запас учащихся, но и развивают их мышление, делают их речь логически последовательной, яркой и эмоциональной.

Загадки – складки

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада, а зовут меня - …

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я …

Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это…

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я …

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь…

Игры с антонимами

Назвать пару слов – неприятелей (соперников, “слов-наоборот”).

Среди трех слов детям необходимо узнать пару антонимов, повторить их и доказать правильность ответа (высокий – большой – низкий).

- “ Выбрать из 3-4-х слов одно противоположное по смыслу”.

Слова подбирала, связанные по ситуации, которые вне контекста не являлись антонимами, тем самым осложняла выбор. Обязательно просила дать аргументированный полный ответ, активизируя мышление, развивая навыки построения связного высказывания. Например, из ряда лесник – лес, охота, дровосек, дети выбрали слова-соперники лесник и дровосек. Потому что лесник сажает, охраняет деревья, а дровосек их срубает.

“Закончи предложение словом-неприятелем”.

Более сложный вариант выполнения задания, поскольку при ответе дети опирались только на свой активный словарь (У подберезовика ножка темная, а шляпка…). Затем нужно было повторить пару антонимов светлая – темная. Придумать свое предложение с этой парой.

Березовая кора светлая, а еловая… темная.

- “Сравни”. Детям предлагались два предмета и параметр, по которому их можно противопоставить. Нужно было построить предложение с противительным союзом “а” и самостоятельно подобрать нужную пару антонимов. Например, сравни по высоте куст и дерево – Дерево высокое, а куст низкий. словарный запас игра урок

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Формированпие экологической этики в современной теории социума
Термин «этика окружающей среды» – фактически целая область, - феномен, возникший недавно, действительно ставший актуальным только последние несколько десятилетий, хотя многие конкретные опасения или философские нити, касательно этих проблем, разрабатывались в течение различных столетий. Этика окруж ...

Развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования с использованием нетрадиционных техник
Проводился с детьми: Алисой А., Кириллом К., Иман М., Настей Ш., Кариной Н., Никой П., Олегом Г., Дашей М. , которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки развития высокого уровня изобразительного творчества. Целью формирующего эксперимента было развитие изобразительного твор ...

Игры на уроках лексики и фразеологии. Многозначность слова
Во вступительной беседе следует кратко рассказать о многозначности (полисемии), которая придаёт чрезвычайную яркость и выразительность русской лексике. Многозначность слова – это его способность употребляться в разных значениях. Поскольку значение слова можно определить только в связи с другими сло ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru