Игры на уроках лексики и фразеологии. Многозначность слова

Новая педагогика » Занимательное изучение лексики и фразеологии » Игры на уроках лексики и фразеологии. Многозначность слова

Страница 1

Во вступительной беседе следует кратко рассказать о многозначности (полисемии), которая придаёт чрезвычайную яркость и выразительность русской лексике.

Многозначность слова – это его способность употребляться в разных значениях. Поскольку значение слова можно определить только в связи с другими словами, то и смысл многозначного слова можно определить лишь в контексте – в предложении или, в крайнем случае, в сочетании слов. Одно из значений многозначного слова должно быть основным или сходным, остальные же – это вторичные значения.

С целью иллюстрации многозначности слова интересно процитировать стихотворение В. Остина:

Дорога

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

А вскоре пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Стоящим у звёзд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

- До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Можно предложить детям ответить на шуточные вопросы:

Какой иглой не сошьёшь рубахи?

В каком магазине ничего не купишь?

Что можно набрать, ничего не беря в руки?

Можно ли считать, не имея в виду чисел?

Омонимы

Не следует смешивать многозначные слова с омонимами. Как бы не отклонилось вторичное значение слова от основного при многозначности, оно всё же не теряет с ним внутренней связи. Омонимы же - одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова. В большинстве случаев образовались они вследствие случайного совпадения различных слов. Так слово брак в значении супружество происходит от русского глагола брать (укр. побрались – поженились), а брак в смысле недоброкачественной продукции – от немецкого слова brack. Такое же совпадение возникло и в глаголе жать от совершенно различных слов жму и жну (первоначально они были различны: жьмти и жьнти).

Загадки

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несёт меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

(Свет)

Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкнуло в замке

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там всё время ни гугу.

(Ключ)

Игра «Уточни одним словом»

Ведущий записывает на доске омонимы: мир, свет, лук, брак, пол, мех, пар, рак, стопа, шашка, нота, ласка, топить и т.д.

Задача учащихся – записать данные омонимы парами и дописать к каждому из них по одному слову (любой части речи) так, чтобы уточнить его значение.

Загадки – шутки

Какое государство можно носить на голове?

Какой город летает?

В каком гнезде не бывает яиц?

Омофоны – это слова, совпадающие по произношению, но различные по написанию и значению. Например: Несёт меня лиса в дремучие леса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Анализ программного материала по математике общеобразовательной специальной школы для детей с нарушением слуха
Математике в структуре начального специального обучения отводится важная роль как учебному предмету, не только формирующему представления, но и создающему условия для развития логического мышления и практической реализации знаний в повседневной жизни. В личностно-ориентированном обучении математике ...

Способы эффективного взаимодействия учителей и учащихся в образовательной среде школы
В каждой школе работает много учителей, которые, даже принимая общую концептуальную установку на максимальное развитие личности ребенка обучающегося по развивающей системе обучения, реализуют ее по-своему, более или менее адекватно ее содержанию. Так, для смягчения жесткой установки школы учитель о ...

Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru