Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подхода. Форма урока выбрана не случайно. Проблема использования аммиака и солей аммония, их свойств достаточно сложна, но посильна для девятиклассников. Учитель направляет с помощью вопросов, заданий мысль учащихся, приводит к осуществлению вывода о необходимости теоретических знаний для объяснений различных природных явлений.
Основная цель урока – научить школьников получать аммиак в лаборатории, объяснять его свойства на основе знаний о строении атома азота и молекулы аммиака, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека.
Особое внимание уделяется тому, чтобы ребята научились работать с опорными конспектами и учебно-инструктивными (технологическими) картами.
Содержание урока включает не только химический, но и исторический, биологический, эстетический компоненты, которые соотнесены с интересами и возрастными особенностями детей.
На уроке планируется продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, познавательного интереса к предмету. Для решения этой задачи на уроке запланировано проведение лабораторного эксперимента. Урок должен продолжить формирование бережного отношения к окружающей среде.
В процессе проведения урока учитель использует демонстрационный эксперимент:
Демонстрационный эксперимент:
№ 1. «Дым в стакане».
№ 2. Получение аммиака из хлорида аммония и гидроксида кальция. № 3. Испытание индикатором раствора аммиака в воде. № 4. Взаимодействие аммиака с соляной кислотой. № 5. Аммиак – огнетушитель.
№ 6. Качественная реакция на ион аммония (взаимодействие с раствором медного купороса или сульфата кобальта (II)).
Лабораторный эксперимент:
№ 1. Изучение физических свойств раствора аммиака. № 2. Взаимодействие оксида меди (II) с нашатырем.
Оборудование: технологическая карта к уроку, учебно-инструктивная карта, тесты для контроля знаний учащихся;
Прибор для получения аммиака, сосуд с водой, сухая маленькая колба для сбора аммиака, нашатырь, гидроксид кальция, раствор фенолфталеина, большая колба, две стеклянные палочки, карбонат калия, раствор аммиака 10%-ный, раствор соляной кислоты, растворы сульфата меди (II) и сульфата кобальта (II);
Для лабораторной работы:
Нашатырь, медная проволочка, спиртовка, спички, склянка с раствором аммиака.
Место проведения урока: кабинет химии.
Девиз урока: «Я думаю, что химики – это те, кто на самом деле понимает мир. Этот огромный мир – удел химиков» (Л. К. Полинг)
«Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О.М. Нефёдов)
План урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап
Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке
Постановка целей урока
II. Операционно-исполнительский этап
Прогнозирование свойств аммиака
Изучение свойств аммиака
Физические свойства
Химические свойства
Знакомство с солями аммония
Области применения аммиака и его производных
Способы получения аммиака
III. Оценочно-рефлексивный этап
Контроль и самоконтроль: работа с тестами, работа с опорным конспектом
Выводы
Домашнее задание
I. Мотивационно-ориентировочный этап
Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке, создание проблемной ситуации
Вводное слово учителя
На прошлом уроке мы познакомились с основной характеристикой подгрупп кислорода и азота. Мы видели, что теоретические знания могут позволить предсказать свойства вещества, как физические, так и химические.
Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным веществом, которое, на мой взгляд, имеет необыкновенные свойства. Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять известные высказывания Л. К. Полинга и О.М. Нефедова:
Другое о образовании:
Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995г.№181 «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее нео ...
Обучение рисованию детей дошкольного возраста
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач: · во-первых, необ ...
Причины возникновения нарушений речи
Причина нарушений речи – воздействие на организм внешнего или внутреннего фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства, и без которых последнее не может возникнуть. Причинами возникновения нарушений речи могут быть: I. Врождённые (травмы, полученные во внутриутр ...