Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подхода. Форма урока выбрана не случайно. Проблема использования аммиака и солей аммония, их свойств достаточно сложна, но посильна для девятиклассников. Учитель направляет с помощью вопросов, заданий мысль учащихся, приводит к осуществлению вывода о необходимости теоретических знаний для объяснений различных природных явлений.
Основная цель урока – научить школьников получать аммиак в лаборатории, объяснять его свойства на основе знаний о строении атома азота и молекулы аммиака, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека.
Особое внимание уделяется тому, чтобы ребята научились работать с опорными конспектами и учебно-инструктивными (технологическими) картами.
Содержание урока включает не только химический, но и исторический, биологический, эстетический компоненты, которые соотнесены с интересами и возрастными особенностями детей.
На уроке планируется продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, познавательного интереса к предмету. Для решения этой задачи на уроке запланировано проведение лабораторного эксперимента. Урок должен продолжить формирование бережного отношения к окружающей среде.
В процессе проведения урока учитель использует демонстрационный эксперимент:
Демонстрационный эксперимент:
№ 1. «Дым в стакане».
№ 2. Получение аммиака из хлорида аммония и гидроксида кальция. № 3. Испытание индикатором раствора аммиака в воде. № 4. Взаимодействие аммиака с соляной кислотой. № 5. Аммиак – огнетушитель.
№ 6. Качественная реакция на ион аммония (взаимодействие с раствором медного купороса или сульфата кобальта (II)).
Лабораторный эксперимент:
№ 1. Изучение физических свойств раствора аммиака. № 2. Взаимодействие оксида меди (II) с нашатырем.
Оборудование: технологическая карта к уроку, учебно-инструктивная карта, тесты для контроля знаний учащихся;
Прибор для получения аммиака, сосуд с водой, сухая маленькая колба для сбора аммиака, нашатырь, гидроксид кальция, раствор фенолфталеина, большая колба, две стеклянные палочки, карбонат калия, раствор аммиака 10%-ный, раствор соляной кислоты, растворы сульфата меди (II) и сульфата кобальта (II);
Для лабораторной работы:
Нашатырь, медная проволочка, спиртовка, спички, склянка с раствором аммиака.
Место проведения урока: кабинет химии.
Девиз урока: «Я думаю, что химики – это те, кто на самом деле понимает мир. Этот огромный мир – удел химиков» (Л. К. Полинг)
«Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О.М. Нефёдов)
План урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап
Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке
Постановка целей урока
II. Операционно-исполнительский этап
Прогнозирование свойств аммиака
Изучение свойств аммиака
Физические свойства
Химические свойства
Знакомство с солями аммония
Области применения аммиака и его производных
Способы получения аммиака
III. Оценочно-рефлексивный этап
Контроль и самоконтроль: работа с тестами, работа с опорным конспектом
Выводы
Домашнее задание
I. Мотивационно-ориентировочный этап
Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке, создание проблемной ситуации
Вводное слово учителя
На прошлом уроке мы познакомились с основной характеристикой подгрупп кислорода и азота. Мы видели, что теоретические знания могут позволить предсказать свойства вещества, как физические, так и химические.
Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным веществом, которое, на мой взгляд, имеет необыкновенные свойства. Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять известные высказывания Л. К. Полинга и О.М. Нефедова:
Другое о образовании:
Интеграция предметов в современной школе как психолого-педагогическое
явление
Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с ...
Формирование фонетико фонематической стороны речи, у дошкольников с детским
церебральным параличом
Анализ констатирующего эксперимента показал нам, что у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разные по сложности нарушения фонетико – фонематических процессов: 1 – я группа: К. Кирилл, Ильяс – низкий уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи. 2 – я группа: П. Крис ...
Система работы по развитию театрализованных игр с перчаточными
куклами у детей 6 года жизни
На основе данных, полученных на констатирующем этапе, был составлен проект "Театр бибабо и дети" Задачи проекта: Создать условия для активной творческой деятельности старших дошкольников, участвующих в театрализованной деятельности. Создать условия для совместной театрализованной деятельн ...