Роль слова в ознакомлении с насекомыми

Новая педагогика » Насекомые в уголке природы » Роль слова в ознакомлении с насекомыми

Многие сведения о различных представителях мира насекомых дети получают во время рассказа воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т.д. правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений дошкольников. Учитывая широкое влияние слова на умственное развитие ребёнка, воспитатель должен хорошо продумывать содержание и последовательность вопросов к детям; давать точные указания, как выполнять то или иное задание; чётко представлять последовательность беседы, наблюдения или экскурсий; определять место обобщений, выводов, указаний.

Среди опосредованных приёмов ознакомления детей с окружающим большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.

К рассказу предъявляют следующие требования:

- содержание должно быть достоверно, научно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином насекомом;

- материал необходимо излагать доступно для детей разного возраста;

- в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни насекомого, его повадках, приспособлении к условиям жизни.

Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызывает интерес и у детей.

Чтобы вовремя дополнить наблюдение сведениями о том или ином насекомом, воспитателю следует постоянно пополнять свои знания, читать научно-популярную литературу о природе.

Наличие у дошкольников правильных реалистических представлений о природе – залог доброго отношения к живым существам. Среди различных сведений есть такие, которые в наибольшей степени способствуют формированию гуманных чувств. Это, как уже отмечалось, представление о том, что насекомое – живое существо: оно дышит, передвигается, питается, защищается, имеет потомство, приносит пользу. Такой материал должен присутствовать в любом рассказе воспитателя.

Целенаправленная педагогическая работа проводится не только на занятиях. Для углубления интереса детей к миру насекомых воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь.

Для расширения кругозора ребят необязательно проводить специальные занятия. Рассказ воспитателя, сопровождающийся показом картинки, уместен в любое свободное от занятий время.

Рассказы воспитателя помогают расширить и систематизировать представления детей о некоторых связях в мире живой природы, в частности об умении насекомых приспосабливаться к среде обитания. Рассказ является основным методом, способствующим сосредоточению внимания на способах защиты насекомых.

Интересной формой работы с детьми разных возрастных групп может быть составление рассказов по картинкам, соединёнными в виде ширмы. На них изображены насекомые в естественных условиях обитания.

Целесообразно поместить ширму в уголке природы, чтобы в свободное время дети рассматривали её самостоятельно. С помощью воспитателя старшие дети готовят ширмы с картинками о различных насекомых.

Можно использовать и рассказ-объяснение, сопровождающий показ картин или иллюстраций. Он применяется в двух случаях: если нет сопроводительного текста к картинам или если он труден для детей. Ребята слушают рассказы воспитателя в непринуждённой обстановке, часто небольшими группами. Это положительно влияет на повышение их активности: они спрашивают, спорят, высказывают свои суждения.

Используя разные формы общения с детьми, педагог даёт им примеры положительного отношения человека к природе; воспитывает у ребят ответственность, доброту; учит проявлять заботу о растениях и животных; рассказывает о необходимости защиты и охраны природы, о труде людей в заповедниках, заказниках.

насекомое природа уголок инсектарий

Другое о образовании:

Способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку
Поскольку объектом нашего исследования является процесс совершенствования речевых умений, рассмотрим способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку. Как было отмечено в параграфе 1.2, в процессе обучения устной речи учащиеся овладевают умениями логично и последовательно ...

Реализация психотерапевтической функции в работе социального педагога посредством игротерапии, сказкотерапии и арттерапии
Рассмотрим методы психотерапевтического воздействия при реализации психотерапевтической функции в работе социального педагога посредством игротерапии, сказкотерапии и арттерапии. Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия. По мнению многих исследователей, игра, в процессе которой ребен ...

Содержание уроков математики в 5-6 классах. Методические особенности их проведении
"Основной задачей обучения математики в общеобразовательной средней школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества достаточного для изучения слож ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru