Роль слова в ознакомлении с насекомыми

Новая педагогика » Насекомые в уголке природы » Роль слова в ознакомлении с насекомыми

Многие сведения о различных представителях мира насекомых дети получают во время рассказа воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т.д. правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений дошкольников. Учитывая широкое влияние слова на умственное развитие ребёнка, воспитатель должен хорошо продумывать содержание и последовательность вопросов к детям; давать точные указания, как выполнять то или иное задание; чётко представлять последовательность беседы, наблюдения или экскурсий; определять место обобщений, выводов, указаний.

Среди опосредованных приёмов ознакомления детей с окружающим большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.

К рассказу предъявляют следующие требования:

- содержание должно быть достоверно, научно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином насекомом;

- материал необходимо излагать доступно для детей разного возраста;

- в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни насекомого, его повадках, приспособлении к условиям жизни.

Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызывает интерес и у детей.

Чтобы вовремя дополнить наблюдение сведениями о том или ином насекомом, воспитателю следует постоянно пополнять свои знания, читать научно-популярную литературу о природе.

Наличие у дошкольников правильных реалистических представлений о природе – залог доброго отношения к живым существам. Среди различных сведений есть такие, которые в наибольшей степени способствуют формированию гуманных чувств. Это, как уже отмечалось, представление о том, что насекомое – живое существо: оно дышит, передвигается, питается, защищается, имеет потомство, приносит пользу. Такой материал должен присутствовать в любом рассказе воспитателя.

Целенаправленная педагогическая работа проводится не только на занятиях. Для углубления интереса детей к миру насекомых воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь.

Для расширения кругозора ребят необязательно проводить специальные занятия. Рассказ воспитателя, сопровождающийся показом картинки, уместен в любое свободное от занятий время.

Рассказы воспитателя помогают расширить и систематизировать представления детей о некоторых связях в мире живой природы, в частности об умении насекомых приспосабливаться к среде обитания. Рассказ является основным методом, способствующим сосредоточению внимания на способах защиты насекомых.

Интересной формой работы с детьми разных возрастных групп может быть составление рассказов по картинкам, соединёнными в виде ширмы. На них изображены насекомые в естественных условиях обитания.

Целесообразно поместить ширму в уголке природы, чтобы в свободное время дети рассматривали её самостоятельно. С помощью воспитателя старшие дети готовят ширмы с картинками о различных насекомых.

Можно использовать и рассказ-объяснение, сопровождающий показ картин или иллюстраций. Он применяется в двух случаях: если нет сопроводительного текста к картинам или если он труден для детей. Ребята слушают рассказы воспитателя в непринуждённой обстановке, часто небольшими группами. Это положительно влияет на повышение их активности: они спрашивают, спорят, высказывают свои суждения.

Используя разные формы общения с детьми, педагог даёт им примеры положительного отношения человека к природе; воспитывает у ребят ответственность, доброту; учит проявлять заботу о растениях и животных; рассказывает о необходимости защиты и охраны природы, о труде людей в заповедниках, заказниках.

насекомое природа уголок инсектарий

Другое о образовании:

Организация коррекционно-логопедических мероприятий
Исследование выдвинутой гипотезы проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» г. Канска Красноярского края. Адрес: 663600 Красноярский край, г. Канск, ул. Калинина, 37. Заведующая: Цыганова Валентина Ва ...

Классификация врождённых пороков развития лица, при которых нарушается речь
Причинами возникновения нарушений речи могут быть врождённые пороки развития лица: 1) расщелина верхней губы – (заячья губа) щель в мягких тканях верхней губы. 2) расщелина нёба – (волчья пасть) расщелина в мягком и твёрдом нёбе. 3) двойная губа – складка слизистой оболочки, располагающаяся паралле ...

Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом опр ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru