Экспериментальное исследование особенностей познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста

Новая педагогика » Особенности познавательного развития мальчиков и девочек дошкольников » Экспериментальное исследование особенностей познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста

Страница 2

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово «огонь» и в дальнейшем при повторении «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

2.

«Кубики Кооса»

Цель:

– исследование наглядно-образных форм мышления, нарушения пространственной ориентации, выявление уровня сформированности перцептивного моделирования, способность осуществлять конструктивный праксис, внимания, сообразительности, способности к анализу и синтезу.

Диапазон применения от 5-ти лет и выше.

Материал:

– набор кубиков,

– набор чертежей,

– прозрачная накладка (сетка) на чертежи, которая расчленяет чертеж на части, соответствующие количеству кубиков.

С помощью кубиков требуется воспроизводить узоры. Все кубики раскрашены одинаково. Узоры изображены на карточках и могут складываться из 4-х, 9 и 16 кубиков. Процедура заключается в последовательном предъявлении узоров возрастающей сложности. Экспериментатор фиксирует время выполнения и количество перемещений (перемещением считается всякое отдельное и четкое изменение позиции кубика, а также каждый поворот кубика без его смены).

Анализ психологической основы задания:

Психологическая структура деятельности при выполнении кубиков Кооса характеризуется особым соотношением задачи и цели. А именно – отсутствием их непосредственной связи. Лурия и Цветкова, анализируя психологическое строение деятельности при работе с кубиками Кооса, указывает на ее опосредованный характер: ' «Элементы, из которых состоит выполняемая конструкция, не совпадают с элементами образца, и непосредственное восприятие образца должно быть перешифровано в те элементы, из которых может быть выполнена требуемая конструкция.

Варианты узора выполняются из 4 кубиков, однако, количество воспринимаемых элементов образца не всегда совпадает с количеством конструктивных единиц. В других случаях, несмотря на совпадение количества, каждый воспринимаемый элемент образца не совпадает с конструктивной единицей, а включает в себя несколько конструктивных единиц, причем не целиком, а лишь частично, например, элемент «полосочка» состоит из двух половинок конструктивных единиц.

Проведенный анализ психологической структуры используемых вариантов показывает сложность умственной деятельности, которая осуществляется детьми для успешного выполнения задания. Наряду с действиями по правилу (последовательность), заданному наглядным образом, необходимо вычленение опосредующих звеньев («прямое» и '» обратное» преобразование).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Приемы обучения выразительному чтению стихов
Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, а также опираясь на методическое планирование Стародубовой Н.А., можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду: 1. подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создан ...

История развития хорового пения
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и во ...

Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результатив ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru