Экспериментальное исследование особенностей познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста

Новая педагогика » Особенности познавательного развития мальчиков и девочек дошкольников » Экспериментальное исследование особенностей познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста

Страница 2

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово «огонь» и в дальнейшем при повторении «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

2.

«Кубики Кооса»

Цель:

– исследование наглядно-образных форм мышления, нарушения пространственной ориентации, выявление уровня сформированности перцептивного моделирования, способность осуществлять конструктивный праксис, внимания, сообразительности, способности к анализу и синтезу.

Диапазон применения от 5-ти лет и выше.

Материал:

– набор кубиков,

– набор чертежей,

– прозрачная накладка (сетка) на чертежи, которая расчленяет чертеж на части, соответствующие количеству кубиков.

С помощью кубиков требуется воспроизводить узоры. Все кубики раскрашены одинаково. Узоры изображены на карточках и могут складываться из 4-х, 9 и 16 кубиков. Процедура заключается в последовательном предъявлении узоров возрастающей сложности. Экспериментатор фиксирует время выполнения и количество перемещений (перемещением считается всякое отдельное и четкое изменение позиции кубика, а также каждый поворот кубика без его смены).

Анализ психологической основы задания:

Психологическая структура деятельности при выполнении кубиков Кооса характеризуется особым соотношением задачи и цели. А именно – отсутствием их непосредственной связи. Лурия и Цветкова, анализируя психологическое строение деятельности при работе с кубиками Кооса, указывает на ее опосредованный характер: ' «Элементы, из которых состоит выполняемая конструкция, не совпадают с элементами образца, и непосредственное восприятие образца должно быть перешифровано в те элементы, из которых может быть выполнена требуемая конструкция.

Варианты узора выполняются из 4 кубиков, однако, количество воспринимаемых элементов образца не всегда совпадает с количеством конструктивных единиц. В других случаях, несмотря на совпадение количества, каждый воспринимаемый элемент образца не совпадает с конструктивной единицей, а включает в себя несколько конструктивных единиц, причем не целиком, а лишь частично, например, элемент «полосочка» состоит из двух половинок конструктивных единиц.

Проведенный анализ психологической структуры используемых вариантов показывает сложность умственной деятельности, которая осуществляется детьми для успешного выполнения задания. Наряду с действиями по правилу (последовательность), заданному наглядным образом, необходимо вычленение опосредующих звеньев («прямое» и '» обратное» преобразование).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Соли аммония
Соли аммония – сложные вещества, в состав которых входят катионы аммония NH4+, связанные с кислотным остатком. Физические свойства Кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Получение Аммиак (или гидроксид аммония) + кислота. NH3 + HNO3 → NH4NO3(нитрат аммония) 2NH4OH + H2SO4 → ...

Японские вузы
Поскольку будущее ученика по окончании средней школы зависит от оценки его способностей при поступлении в престижную школу второй ступени и университет, большинство учащихся всех классов несколько вечеров в неделю посещают специальные подготовительные учебные заведения «дзюку». Считается, что будущ ...

Классный руководитель в воспитательной системе школы
Место классного руководителя в воспитательной системе школы. Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru