Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6 классов

Новая педагогика » Элементы математического кружка на уроках математики в 5-6 классах » Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6 классов

Страница 3

В этом возрасте развивается внимание, без которого процесс обучения невозможен. Дети уже могут концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них ещё преобладает непроизвольное внимание. Внешние впечатления для них сильный отвлекающий фактор. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время, как подростки – 40-45 минут). Затруднены распределения внимания и его переключения с одного учебного задания на другое. Для большинства невнимательных младших школьников характерны сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и неустойчивость внимания.

Так же в этот период от школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит развитие его личности. А.Н.Леонтьев считает, что мотивационная сфера это ядро личности. Главное место среди разнообразных социальных мотивов учения занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки – источник эмоционального благополучия, предмет гордости. Другие социальные мотивы учения – дом, ответственность, необходимость получить образование. Большинству младших школьников так же присуще познавательные интересы не слишком высокого уровня. Хорошо успевающие дети ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъём интеллектуальной активности.

Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, но даже среди хороших учеников крайне мало детей имеющих такие мотивы. Развиваются такие мотивации как: мотивация достижения успеха, престижная мотивация, у неуспевающих детей – компенсаторная мотивация. Центральной в этом возрасте является проблема школьной успеваемости, оценка результатов учебной работы детей. Это влияет на становление самооценки. У неуспевающих и некоторых хорошо успевающих учеников складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. По данным исследования М.А.Боцмановой и А.В.Захаровой, описывая более популярные качества у сверстников, учащиеся 5-6 классов указывают в первую очередь на ум и знания. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.

Учащиеся шестых классов (и некоторые пятиклассники) начинают входить в подростковый возраст. Поэтому далее будет описано начало подросткового возраста.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Главной особенностью этого возраста является личностная нестабильность. Особенно можно выделить формирующиеся у него чувства взрослости и "Я - концепция". Чувство взрослости – особая форма самосознания. Оно проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие –то стороны своей жизни от вмешательства родителей. "Я - концепция" - система внутренне согласованных представлений о себе, образование "Я". В 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознание.

Что касается развития психических функций в этом возрасте, продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально – логическими операциями. Подросток, абсорбируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их. Так же он приобретает взрослую логику, происходит дальнейшая интеллектуализация восприятие и памяти, воображения. Появляется подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, изменчивые увлечения. Появляется склонность к самоанализу.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи
Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, а письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, о ...

Формирование двигательных функций ребенка
Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно — на протяжении многих месяцев и лет. В исследованиях различных психологов, особенно американских, очень большое место уделяется вопросу о том, является развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соотве ...

Классный руководитель в воспитательной системе школы
Место классного руководителя в воспитательной системе школы. Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru