Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6 классов

Новая педагогика » Элементы математического кружка на уроках математики в 5-6 классах » Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6 классов

Страница 2

- Контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать её сами. Без самоконтроля не возможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю – важная и сложная педагогическая задача. Ребёнку необходим пооперационный контроль за правильностью и полнотой выполнения операций ( то есть за учебной деятельностью). При самоконтроле у ученика формируется такая психическая функция, как внимание.

- Оценка. Ребёнок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно её оценивать. При этом нужна следующая оценка своих действий: освоен способ решений задач или нет, какие операции ещё не отработаны.

Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка – объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа.

Как считает А.И.Липкина, младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на неё много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относиться обычно более критично, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериями. Для этого можно использовать такой приём, как взаимная рецензирование, коллективное обсуждение ответов. Но в средних классах такую работу проводить гораздо труднее, так как учебная деятельность не достаточно сформирована в этом оценочном звене, и подростки, ориентируясь дольше на мнение сверстников, не принимают общие критерии оценки и способы использования с такой легкостью, как младшие школьники.

При развитии психических функций, доминирующей в этом возрасте является – мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. А от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Так же в этом периоде завершается переход от наглядно – образного к словесно – логическому мышлению. Рассуждая, ребёнок использует операции, но они ещё не формально – логические. Ж.Пиаже называет такие операции конкретными, то есть они могут приниматься только на конкретном, наглядном материале. Этот переход происходит потому что школьное обучение в 5-6 классах строится в основном таким образом, что словесно – логическое мышление получает преимущественное развитие. Образное начало всё меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) дети, по мнению И.Ю. Кулагиной, начинают делиться на "теоретиков", "мыслителей", "практиков", и "художников". Первые и вторые легко решают учебные задачи в словесном плане. Третьим нужна опора на наглядность и практические действия, а четвертые наделены ярким образным мышлением. Но в основном, у большинства детей равновесие между разными видами мышления.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. По выражению Л.С.Выготского, "житейские понятия прорастают вверх через научные, научные понятия прорастают вниз через житейские ". Житейские понятия – это нижний понятийный уровень, научные – высший, отличающиеся осознанностью и произвольностью. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам. Овладение этой системы научных понятий "даёт" развитие, у младших школьников, основ понятийного мышления. Так же его развитие зависит от того, как и чему учат ребенка. К концу этого возраста появляется синтезирующее восприятие. Память в этом возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети не произвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. В отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный. То есть обучение должно строиться с опорой на произвольную память. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даёт возможность освоить широкий круг рациональных способов запоминания. Дети в этом возрасте способны успешно запомнить и воспроизвести непонятный текст. Поэтому при работе с такими детьми необходимо контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс – как какими способами ученик это запомнил.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Пересказ как способ совершенствования речевых умений
Поскольку предметом исследования является пересказ как прием обучения монологической речи, целесообразно рассмотреть это понятие, выделить основные ошибки, совершаемые при пересказе текста на английском языке, а также привести некоторые рекомендации при подготовке к пересказу. С пересказом мы сталк ...

Методика использования контрольно-аттестационного комплекта на занятиях по другим дисциплинам экономического направления
Цель контрольного процесса на занятиях экономического направления: убедиться, что приобретенные знания и умения по определенным дисциплинам соответствуют предъявляемым требованиям. Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями. Как было установлено, о ...

Классный руководитель в воспитательной системе школы
Место классного руководителя в воспитательной системе школы. Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru