К проблеме организации процесса экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » К проблеме организации процесса экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

Страница 1

Экологическое воспитание дошкольников является составной частью нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на занятиях по природоведению.

Определяя сущность и специфику организации экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении можно выделить, во – первых, особенности этого процесса, к которым относятся: ступенчатый характер (формирование экологических представлений, развитие экологического сознания и чувств, формирование убеждений в необходимости экологической деятельности, выработка навыков и привычек поведения в природе, преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе); длительность; сложность; скачкообразность; активность.

Во – вторых, огромно значение психологического аспекта, который включает в себя: развитие экологического сознания; формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; воспитание устойчивой воли; формирование значимых целей экологической деятельности.

Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста является осознание ими разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.

Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы с дошкольниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы. Эти объекты можно конкретизировать следующим образом: природа - типичные и редкие виды организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники природы, природные ресурсы края; хозяйство - местные промышленные предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы благоустройства; население - особенности экологической культуры местного населения, отношение к окружающей природной среде; искусство - произведения профессионального искусства; народные промыслы, связанные с использованием природных материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни местного населения с природными сюжетами; история - происхождение обычаев и традиций отношения к природе; происхождение названий населенных пунктов и других географических объектов; развитие природоохранной деятельности взрослых и детей в крае.

Конечно, перечень конкретных объектов экологического краеведения может быть значительно шире, здесь важно показать их разнообразие, а это, в свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечит комплексный подход в деле.

Краеведение имеет две взаимосвязанные стороны - краепознание и краестроительство. При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды формируется бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе.

Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации различных видов деятельности детей - познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой - в их совокупности. Т.А. Бабакова рекомендует познавательную деятельность связывать приобретением и совершенствованием знаний, получаемых детьми в виде информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение краеведческой литературы, выполнение заданий педагога на применение знаний. Ценностно-ориентационная деятельность направлена на осознание воспитанниками многостороннего значения природы для населения края и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения природной среды. При этом природные объекты оцениваются с точки зрения для природы человека. Данный вид деятельности связан с анализом значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием своей точки зрения.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Опытная проверка разработанного комплекса упражнений
Эффективность разработанного комплекса упражнений проверялась в ходе пробного обучения в 9’ «В» классе ОСШ № 16 г. Барановичи в количестве 7 человек. При этом нами была сформулирована следующая гипотеза: обучение учащихся ознакомительному чтению иноязычных текстов электронных периодических изданий ...

Общая характеристика изобразительной деятельности как средство сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения ...

Педагогические взгляды Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист, авторитет которого был непоколебим и в эпоху средневековья, когда церковь отвергала все наследие древней Греции, как языческое. Основатель Ликея. Воспитатель Александра Македонского. Известен Аристотел ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru