Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6 классов

Новая педагогика » Элементы математического кружка на уроках математики в 5-6 классах » Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6 классов

Страница 1

Возраст учащихся 5-6 классов находится на границе возраста младшего школьника (от 7 до 11 лет) и подросткового возраста ( от 11 до 15 лет).

Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребёнок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. По мнению Л.И.Божовича, в этот период происходит кризис семи лет – период рождения социального "Я" ребёнка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становиться второстепенным, старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу. Всё, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным то, что связано с игрой, - менее важным. Что касается учебной деятельности, то в неё ребенок входит как наиболее значимую для него, а исходит благодаря изменению социальной ситуации развития ребёнка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Утрата интереса к игре и становление учебных мотивов по мнению И.Ю. Кулагиной, связаны с особенностями развития самой игровой деятельности. Для младшего школьника характерны игры по правилам, выигрывает тот, кто лучше освоил игру. В игровой мотивации смещается с процесса на результат, развивается мотивация достижения. Сам ход развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных заданий и умений, что даёт возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников, особый статус.

Д.Б. Эльконин выделил следующие компоненты учебной деятельности:

- Мотивация: учебная деятельность побуждается и направляется разными учебными мотивами. В их основе по мнению Д.Б. Эльконина, лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Этот интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается и интерес к процессу деятельности – как, какими способами достаются результаты, решаются учебные задачи. Ребёнок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствование, развития своих способностей.

- Учебная задача при выполнении которых ребёнок усваивает наиболее общие способы действия. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами открывают для себя общий способ их решения, при чем этот способ оказывается осознанной в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Примером учебной задачи на уроке математики в пятом классе может служить, при изучении умножения десятичных дробей, самостоятельная формулировка учащимися правила перемножения десятичных дробей. Ребёнок должен установить связи между десятичными дробями и умножением их на натуральное число. Для этого он усваивает общие способы умножения натуральных чисел, умножения десятичных дробей на натуральное число.

- Учебные операции. Операции и учебная задача, по мнению И.Ю.Кулагиной, считаются основным звеном структуры учебной деятельности.

В приведенном выше примере операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребёнок, решая частные задачи

То есть ученику нужно правильно записать числа, решить на примере умножения десятичных дробей на натуральное число, поставить запятую правильно.

Каждая учебная операция должна быть отработана. В системе П.Я. Гальперина предусматривается поэтапная отработка. То есть ученик, получив полную ориентировку в составе операции, выполняет операции материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически без ошибочно, он переходит к проговариванию, и на этапе сокращения операцией быстро решает задачи в уме, сообщая учителю готовый ответ.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Роль образования в формировании ценностных ориентаций молодежи
Особенности ценностных ориентаций молодежи определяются влиянием следующих факторов: возрастно-демографический; амбивалентно-транзитивный; дивиантно-деликвитный; образовательный. Возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социа ...

Физическое воспитание дошкольников в США
За рубежом проведено множество исследований, результаты которых свидетельствуют о незаменимом вкладе целенаправленного физического воспитания в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Результаты медицинских исследований, в свою очередь, свидетельств ...

Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность
«История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru