Диагностика уровней сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте » Диагностика уровней сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

В данном параграфе нами описаны ход и результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось определение уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился с 01 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г

На первом этапе был проведен I констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:

Подбор методик для диагностики.

Разработка уровней сформированности вежливости у дошкольников.

Проведение качественных и количественных результатов обследования.

Для выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста Д.А.Виноградовой были выделены критерии вежливости:

наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов);

поведение по правилам вежливости;

осознанное применение норм вежливости;

способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости;

На основе разработанных критериях можно выделить следующие уровни вежливости у детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень – у детей мало знаний о вежливых проявлениях, отсутствуют и сами проявления. Единичные проявления вежливости детьми не мотивируются, а суждения в большей степени связаны с догматическим усвоением значения вежливости «надо». Этот уровень имеет место лишь по проявлениям: вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, вежливо просить разрешения пройти.

Средний уровень – есть знания о вежливых проявлениях, и дети поступают соответственно этим знаниям применительно лишь к отдельным ситуациям. На данном уровне имеют место все виды суждений, а мотивация поведения связана с представлением о конкретных правилах вежливости. Второй уровень проявляется по таким проявлениям вежливости, как здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услуги, извиняться за неловкость, не перебивать разговора взрослых.

Высокий уровень – есть знания и соответствующие проявления - обращаться к взрослым на «Вы», называть по имени и отчеству, не называть детей по имени, оказывать услуги взрослым. На данном уровне мотивы связаны с пониманием гуманной сущности вежливого проявления, а суждении – с оценочным отношением взрослых и детей к поступку.

Для подтверждения педагогических условий, при которых формирование вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, нами было проведено экспериментальное исследование.

В ходе констатирующего эксперимента нами использовалась беседа с детьми, при которой детям предлагалось дать ответ на 10 вопросов. Она была направлена на выявление полноты и понимания знаний о вежливых проявлениях. При подготовке к беседе мы четко сформулировали все вопросы, также уточнялись знания детей о вежливых словах.

Беседа с детьми проходила в естественных условиях в первую половину дня, индивидуально с каждым ребенком. Это дало возможность эмоционально раскрепостить детей. По ходу заполнялся протокол, в котором отмечались ответы детей. В ходе беседы выяснилось, что не все дети старшего дошкольного возраста имеют четкие знания вежливости. Большинство детей затрудняются оценить свое поведение и поведение других в ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать лишь 10 %.

Анализ проведенных бесед показал, что у 20% дошкольников имеются знания о вежливости, как об отсутствии грубых слов . 20% детей относят к этому понятию любовь к другим людям, общительность. У некоторых детей знания о вежливости не сформированы совсем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Урок как основная форма обучения изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать нескол ...

Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы развитие речи младших школьников, было проведено исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе 2 классов МОУ Погорельской общеобразовательной школы. Экспериментальная работа проводилась на баз ...

Классификация наглядных средств обучения
Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации. В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru