Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Страница 1

Второй этап – основной (включает не только более полную, обширную, систематизированную, междисциплинарную информацию об игре, сущности, специфике игровой деятельности, теориях происхождения игры, различных игровых технологиях, о технике игры, но и первоначальный собственный опыт применения и проектирования игровых технологий). Реализация основного этапа развития игровой компетентности проходила на втором-третьем курсах факультета математики и информатики при изучении «Общей педагогики», «Возрастной психологии», «Педагогической психологии», «Социальной психологии», «Педагогической технологии и основ управления образовательными системами», "Философии и история образования”, в процессе педагогического и психологического практикума.

Таблица 4

Название

психологических

дисциплин

Учебный материал, используемый при

формировании игровой компетентности

Игровая компетентность

Возрастная психология

Младенчество

Раннее детство

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Старший школьный возраст

Психология зрелых возрастов

Основные отличия психики взрослого человека от психики детей различного возраста (количественные и качественные параметры и характеристики). Основные категории развития. Феномены понятий «рост» и «развития». Проблемы современной возрастной психологии.

Основные подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психологии (биогенетическая и социогенетическая концепции психического развития). Теория конвергенции двух факторов (В.Штерн). Отечественная теория психического развития (Л.С. Выготский). Концепция усвоения общественного опыта. Образование и развитие. Обучение и развитие. Воспитание и развитие.

Госпитализм как последствия недостатка общения в младенчестве. Развитие сенсорики, движений и действий, речи младенца. Психические новообразования младенческого возраста.

Кризис 1 года: внешние проявления и внутренние причины кризиса. Предметно-манипулятивная деятельность, ее роль в развитии психики ребенка. Этапы развития предметной деятельности. Начало игровой деятельности в раннем детстве. Раннее детство как сензитивный период для развития речи. Особенности познавательных процессов в раннем возрасте (восприятие, память, внимание, мышление). Предпосылки развития личности (эмоционально-потребностная сфера, самосознание, первичная самооценка). Характеристика кризиса 3-х лет (по Л.С. Выготскому).

Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. Игра как ведущая деятельность дошкольника (структура игры, основные фазы развития игровой деятельности, роль игры в развитии дошкольника). Психологические концепции игры. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте (восприятие, память, внимание, мышление, речь). Развитие личности дошкольника (эмоциональная и мотивационная сферы, усвоение этических норм, самосознание, самооценка). Основные признаки кризиса 6-7 лет. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (два основных аспекта: интеллектуальная и мотивационная готовность).

Группы риска в младшем школьном возрасте (гиперактивные, леворукие дети, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста. Процесс анатомо-физиологической перестройки как фон, на котором протекает психологический кризис. Социальная ситуация развития современного подростка. Общение подростка со взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность и познавательное развитие подростка. Новообразования подросткового возраста (чувство взрослости, формирование «Я-концепции», критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу, развитие волевых качеств и др.). Акцентуации характера. Подростки «группы риска».

Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника. Профессиональное самоопределение.

Молодость. Кризис молодости. Стадия взрослости. Рост или спад когнитивного развития? Семья. Воспитание ребенка и родительские роли. Работа. Этапы профессионального пути. Кризис взрослости. Зрелость. Кризис зрелости. Старость. Теории старения. Причины старения. Долгожительство.

Учет особенностей психического развития при реализации игровых технологий.

Развивающая, образовательная, воспитательная функции игровых технологий.

Начало игровой деятельности в раннем детстве. Развитие психических процессов в игре.

Использование игры в целях предупреждения и смягчения кризиса 3-х лет.

Игра как ведущая деятельность дошкольника (структура игры, основные фазы развития игровой деятельности, роль игры в развитии дошкольника). Психологические концепции игры.

Роль игры в развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте (восприятие, память, внимание, мышление, речь). Возможности игры в личностном развитие дошкольника (эмоциональная и мотивационная сферы, усвоение этических норм, самосознание, самооценка).

Роль игры в развитие мотивационной сферы, самосознания младшего школьника.

Возможности игры в коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

Игровые тренинги как средство преодоления кризисов подросткового возраста.

Роль дидактических игр в развитии познавательных процессов подростка.

Использование игровых технологий в работе с подростками «группы риска».

Профориентационные игры, их использование в профессиональной диагностике и профессиональном самоопределении.

Психотерапевтические возможности игровых технологий в кризисные периоды развития личности.

Название

психологических

дисциплин

Учебный материал, используемый при

формировании игровой компетентности

Игровая компетентность

Социальная психология

Социальная психология общения

и взаимодействия людей

Психология социальных сообществ

Социальная психология личности

Социально-психологическое явление как результат взаимодействия в системе “человек-человек”, “человек-общность”, “общность-общность”. Основные проблемы, теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

Специфика социально-психологического исследования. Уровни анализа социально-психологических явлений: философско-методологический, теоретико-содержательный, экспериментально-эмпирический. Соотношение объектов и уровней анализа в социально-психологическом исследовании. Основные направления и результаты исследований в отечественной социальной психологии. Проектирование как режим научной работы в социальной психологии и его виды. Проектирование образовательных институций, процессов, социальных сред и общностей.

Типология методов, используемых в социальной психологии. Методы феноменологизации и концептуализации (выделение социально-психологических явлений и соотнесение их с имеющимися моделями и теориями). Методы исследования и диагностики (наблюдение, опрос, эксперимент, контент-анализ, моделирование, социометрия, референтометрия и др.). Методы обработки и интерпретации результатов исследования и диагностики. Методы коррекции и терапии (социально-психологический тренинг, психодрама, гештальттерапия и др.). Методы управленческой деятельности. Методы социально-психологического обучения и развития (дискуссионные методы, деловые игры, тренинги личностного роста и др.). Взаимосвязь и взаимодополняемость методов социальной психологии.

Роль социальной психологии как науки в жизни общества. Сферы приложения социально-психологических знаний: политическая, управленческая, производственная, педагогическая деятельности. Применение социально-психологических знаний в анализе новых социальных реальностей: предпринимательства и менеджмента, межнациональных конфликтов и др.

Общение как форма реализации системы общественных и межличностных отношений. Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для развития индивида и социальных общностей. Общение и деятельность. Оптимизация совместной деятельности через воздействие на процессы общения. Содержание общения: обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Полифункциональность общения. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.

Коммуникативная сторона общения. Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения. Диалог как форма общения. Виды и техники слушания партнера по общению.

Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимодействия между общающимися индивидами. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.

Убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения. Убеждение как метод сознательного воздействия на индивида или группу, связанный с формированием, закреплением или изменением их социальных установок.

Психологическое заражение как способ группового воздействия. Основа заражения – бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Деятельность как основной интегрирующий фактор и главный признак социальной группы. Участие индивидов в совместной групповой деятельности как условие формирования психологической общности между ними. Психологические характеристики группы: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.

Понятие малой группы. Динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления. Явление конформизма в группе. Групповая сплоченность. Уровни групповой сплоченности.

Лидерство и руководство в малых группах. Типы лидерства. Принятие лидера группой. Стиль лидерства. Методики выявления лидеров в малой группе.

Роль дискуссий в принятии группового решения. Понятие социально-психологического климата группы и пути его оптимизации.

Развитие малой группы. Стадии и периоды развития группы и критерии их выделения. Изменение связей и отношений в группе как критерий ее развития. Совместная деятельность как основание развитие социальной группы.

Значение параметров успеха и неуспеха в совместной деятельности для межгруппового восприятия.

Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии.

Типы личности: операционалисты, тактики, стратеги (Е.С.Кузьмин), актуализаторы и манипуляторы (Э.Шостром). Социально-психологические качества личности.

Процесс социализации как процесс становления личности. Адаптация как составная часть социализации, ее механизмы и стадии. Трудности адаптации в условиях социального кризиса. Соотношение процессов социализации и развития личности.

Применение психодиагностики (наблюдение, опрос, эксперимент, контент-анализ, моделирование, социометрия, референтометрия и др) на начальном этапе использования игровых технологий.

Применение деловых игр в социально-психологическом обучении и развитии.

Использование игровых технологий в политической, управленческой, производственной, педагогической деятельности.

Возможности игровых технологий в развитии предпринимательства и менеджмента, в предупреждении межнациональных конфликтов.

Игровой уровень общения, его специфические особенности и возможности использования в профессионально-педагогической деятельности.

Использование ролевых игр в коррекции коммуникативного процесса, в преодолении коммуникативных барьеров. Развитие вербальных и невербальных средств общения при реализации игровых технологий.

Обучение конструктивному разрешению конфликтов в процессе проигрывания ролевых ситуаций.

Развитие приемов сознательного воздействия на индивида или группу (убеждение, внушение) в процессе реализации игровых технологий.

Эмоциональное напряжение, психологическое заражение в игровых ситуациях.

Игра как средство сплочения группы. Диагностические возможности игровых ситуаций в групповых процессах.

Учет социально-психологических характеристик положения индивида в группе (статус, позиция, роль и др.) при реализации игровых технологий.

Использование социально-ориентированных игр для развития групповых процессов.

Учет типа и стиля лидера при распределении ролей в деловых, ролевых играх.

Включение элементов дискуссий в игровые технологии.

Игра как средство оптимизации психологической атмосферы группы.

Игровая деятельность как средство развития социальной группы.

Создание ситуаций успеха при реализации игровых технологий.

Применение игровых технологий для коррекции отношений личности и группы.

Учет типов личности при распределении ролей в деловых и ролевых играх.

Функция социализации личности в игровой деятельности. Адаптационная функция игры.

Название

психологических

дисциплин

Учебный материал, используемый при

формировании игровой компетентности

Игровая компетентность

Педагогическая психология

Психология деятельности и личности учителя

Социализация, взросление и профессионализация в образовательных процессах.

Связь образования и психического развития человека как теоретическая проблема. Основные подходы к пониманию взаимосвязи обучения и развития в истории психологии. Учение Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития. Основные понятия психологии обучения. Обучение как форма передачи-освоения знаний, умений, навыков, способов деятельности. Основные психологические теории учения и обучения. Психологические основы программированного и проблемного обучения. Воспитание как процесс передачи-освоения ценностей, норм, образцов поведения и деятельности в обществе и культуре. Понимание воспитания как процесса целенаправленного формирования личности в психологии. Психологические теории воспитания человека (Л. Колберг, К. Роджерс, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и другие). Строение педагогической деятельности по составу действий: гностический, проектировочный, конструкторский. Педагогические способности и их структура. Психология личности педагога. Идеальная модель личности педагога как совокупности профессионально значимых качеств. Основные классификации личностных свойств педагога. Основные типологии личности учителя в психологии. Педагогическое творчество. Психологические вопросы становления личности педагога-профессионала. Понятие о педагогической позиции. Психология педагогического общения. Стили педагогического общения.

Развивающие и образовательные возможности различных игровых технологий (деловых, сюжетно-ролевых, имитационных и др.).

Усвоение ценностей, норм, образцов поведения в процессе игровой деятельности.

Развитие педагогических способностей (коммуникативных, гностических, проектировочных, прогностических и др.) в процессе игровой деятельности.

Развитие профессионально значимых качеств учителя (толерантности, эмпатии, рефлексии, ответственности и др.) при организации образовательных игр.

Педагогическое творчество, его развитие при реализации игровых технологий.

Демократический стиль педагогического общения – основа применения игровых технологий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Финансовая самостоятельность дошкольного образовательного учреждения
Происходящие изменения в российской системе образования требуют адекватных изменений в организации финансовой и экономической деятельности дошкольных учреждений. Как юридическое лицо дошкольное образовательное учреждение обязано в своей деятельности руководствоваться всеми нормативными и ведомствен ...

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995г.№181 «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее нео ...

Высшее образование в странах немецкого языка. Германия
Университеты и высшие технические школы. Высшее образование в ГДР финансировалось государством. Критериями для приема абитуриента в вуз были вступительные отметки и персональные рекомендации, содержавшие в том числе и оценку его политической лояльности режиму, поведения и общественной активности. В ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru