Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Страница 7

С толерантностью связано стремление достичь взаимного понимания, согласования различных точек зрения и позиций без использования мер принуждения, давления, унижения. Толерантность лежит в основе взаимного понимания и доверия, помогает предупреждать конфликты и преодолевать их неблагоприятные последствия.

Толерантность как профессионально-личностное качество является следствием восприятия педагогом самоценности личности человека. Полезным оказалось знакомство студентов с предложенным В.А. Ситаровым механизмом развития терпимости, включающим следующие основные этапы:

принятие чужого мнения как своего, усвоение его логики;

вычленение положительных моментов чужого мнения при одновременном знании несоответствия его собственной позиции;

коррекция собственного мнения под влиянием мнения другого и утверждение сильных сторон своей позиции;

поиск общих моментов своей и чужой позиции, признание этих общих моментов, а также признание невозможности согласиться с некоторыми положениями позиции другого;

признание права на их существование и отказ от внутреннего сопротивления положениям чужого мнения.

Толерантность это не только интра-, но и интерпрофессиональное качество, поскольку предполагает уверенность в терпимости других субъектов образовательного процесса, убежденность в том, что они готовы принять другое мнение без раздражения, агрессии или снисходительного превосходства. Толерантность предполагает не только стремление собеседников найти способы позитивного взаимодействия, но и их уверенность в возможности согласования, взаимопонимания, выработке общей, совместной позиции.

Заключительным этапом применения различных игровых технологий является индивидуально-групповой рефлексивный анализ. Таким образом, применение игровых технологий, с одной стороны, предполагает наличие развитой рефлексии у студентов-участников игры, с другой стороны, эта профессионально-личностная характеристика развивается при регулярном включении в игровые ситуации.

Значимость рефлексии как одного из качеств личностного компонента игровой компетентности весьма высока. При изучении педагогической психологии, студенты рассматривают это понятие (от лат. reflexio - обращение назад), анализируют определение, данное П. Тейяром де Шарденом: рефлексия – «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической деятельностью и своим специфическим значением, способность уже не просто познавать, а знать, что знаешь».

Рефлексию принято рассматривать как процесс самопознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний, как понимание самого себя, своих личностных особенностей, эмоциональных реакций, когнитивных представлений, субъект при этом оказывается в позиции стороннего наблюдателя, исследователя, контролера по отношению к своим мыслям и действиям.

Рефлексия выполняет в образовательном процессе многообразные функции: целеполагания (без способности будущего учителя увидеть и оценить себя и свою деятельность со стороны невозможна профессионально-корректная постановка иерархии целей); аналитико-оценочную (при выборе оптимального варианта решения, поведения, деятельности из спектра возможных); стимулирования (на разных этапах профессиональной деятельности); саморегуляции, самосовершенствования.

Рассматривая рефлексию как «цепочку внутренних сомнений, обсуждений,… поиск вариантов ответов на происходящее или ожидаемое», Б.З. Вульфов и Е.Н. Харькин понимают педагогическую рефлексию как напряженную внутреннюю работу по соотнесению себя, своих возможностей, своего потенциала с тем, что требует профессия учителя, с собственным педагогическим опытом. Таким образом, рефлексия выступает инструментом постоянного самосовершенствования личности, средством непрерывного личностного роста.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое о образовании:

Способы эффективного взаимодействия учителей и учащихся в образовательной среде школы
В каждой школе работает много учителей, которые, даже принимая общую концептуальную установку на максимальное развитие личности ребенка обучающегося по развивающей системе обучения, реализуют ее по-своему, более или менее адекватно ее содержанию. Так, для смягчения жесткой установки школы учитель о ...

Трудоустройство талантливых выпускников
Содействие в трудоустройстве талантливых выпускников, оказание поддержки в карьерном и личном росте осуществляется посредством следующих мероприятий: - составление образов имеющихся вакансий, консультация выпускников, организация предварительного и итогового распределения, взаимодействие с работода ...

Развитие певческого дыхания на уроках И.Ю. Белобородовой
Учитель музыки Белобородова Ирина Юрьевна при разучивании песен на уроках большое внимание уделяет развитию хорошего певческого дыхания, которое благотворно влияет на хорошее снабжение кислородом «главного дирижера нашего организма» - головного мозга. При таком типе дыхания диафрагма работает напод ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru