Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Страница 4

Особую значимость в подготовке студентов к применению игровых технологий, имеет конативный компонент, предполагающий готовность выпускника принять игровую позицию, освоить модели поведения, связанные с сокращением дистанции между учителем и школьниками, с активизацией «внутреннего ребенка».

Личностный компонент включает две подструктуры: интраперсональные и интерперсональные качества (субъектность, ответственность, креативность, толерантность, эмпатию, рефлексию). Интраперсональные качества характеризуют отношение студента - будущего учителя к себе, а интерперсональные качества (во многом схожи с интраперсональными) характеризуют отношение студента к другим. Интерперсональные качества предполагают признание субъектности, толератности, креативности, ответственности, рефлексии другого, отношение к другим как к личностям, доверие их духовным и творческим силам. Интерперсональные качества направлены на создание условий для развития у школьников ответственности, креативности, эмпатии, толерантности, рефлексии, критичности мышления.

Остановимся на характеристике основных качеств, включенных в состав личностного компонента игровой компетентности. Почему именно эти качества значимы для развития игровой компетентности. При рассмотрении игровой компетенции для нас важно, что именно субъектность придает компетентности активность, целенаправленность, избирательность, динамичность, гибкость, сочетание профессиональных и личных интересов. Субъектность связана со стремлением студентов к независимости, автономности, с самоуважением, с доверием к себе, с наличием развитого критического мышления. Будущий учитель признает за собой, за своими учениками и коллегами право на независимость собственных личностных ценностей, убеждений, их свободное формирование и выражение и активно стремится к этому. Важнейшей характеристикой субъектности выступает активность, причем масштаб и вектор субъектной активности не предопределены внешними обстоятельствами, а регулируются самим субъектом.

Субъектность (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская) выступает как осознание и принятие будущим учителем положения о том, что только он сам является основным организатором собственной профессиональной деятельности. Выпускник воспринимает себя полноценным соавтором, коллегой педагогического процесса. Такая позиция позволяет начинающему учителю приобрести необходимую независимость при формировании индивидуально-личностной и профессиональной оценки педагогической действительности. Данное качество помогает студенту не принимать чужое, но авторитетное мнение, без его анализа, оценки, без соотнесения с собственной системой ценностей. Самоуважение означает, что студент уважает себя как личность, как будущего педагога, готового ответственно, серьезно, продуманно и квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность. Самоуважение – один из источников самоконтроля и саморегулирования. Характеристиками субъектности выступают также избирательность, направленность и сознательность.

Для многих выпускников педагогического университета характерно постоянное обращение к мнению и позиции других, более знающих, более опытных и авторитетных педагогов. Зачастую этот вид психологической защиты идет от недоверия себе как профессионалу. Субъектность представляется особенно важным качеством при использовании выпускниками педагогического университета игровых технологий, поскольку в образовательных учреждениях нередко опытные учителя негативно относятся к подобным попыткам. Чтобы реализовывать игровые технологии вопреки существующим традициям школы, молодой учитель должен доверять себе, иметь позитивную самооценку, воспринимать игровые технологии как личностные и профессиональные ценности. Без доверия себе, обоснованного позитивной Я-концепцией, адекватной самооценкой, игровая компетентность невозможна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое о образовании:

Применение игр в формировании грамматического навыка
Эффективным приемом работы в становлении грамматического навыка являются игры, которые одновременно способствуют развитию речевой деятельности обучающихся. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности. Существует множество методических ...

Единство образования и самообразования
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни ...

Личностное становление студентов в зависимости от устойчивости выбора профессии
Процесс профессионального становления рассматривается как проблема поиска смысла собственного существования человека и оценивается как глубинное личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции, построением жизненных планов. Качество профессионального функционирования личнос ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru