Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Страница 3

Трудно не согласиться с мнением В.А. Адольф, которая считает, что профессиональная компетентность должна стать одной из важнейших характеристик деятельности учителя, интегральным качеством личности, выступающим, с одной стороны, как результат профессионально-педагогической подготовки в вузе, с другой стороны, как важнейшее условие эффективности профессиональной деятельности. Профессионально-педагогическая компетентность представляет собой взаимосвязанное и взаимообусловленное единство теоретической и практической подготовки учителя, базу которой составляет психолого-педагогический информационный фонд личности в сочетании с опытом, гибким владением технологиями образовательного процесса, а также готовность и способность к осуществлению специально направленной образовательной деятельности.

Характеризуя структуру профессионально-педагогической компетентности, большинство исследователей считает, что она включает в себя тесно взаимосвязанную информационную, процессуальную и технологическую составляющие. Информационная составляющая представляет собой блок знаний, касающихся преподаваемого предмета, общепедагогических, психологических, физиологических знаний и т.д. (информационный блок). Процессуальная составляющая включает в себя умения и навыки, необходимые для реализации многофункциональных задач педагогической деятельности (деятельностный блок). Технологическая составляющая предполагает способы организации эффективного образовательного процесса на основе его моделирования и конструирования (технологический блок).

Анализ литературы позволил нам определить игровую компетентность как интегративное качество личности учителя, имеющее сложную структуру и включающее когнитивный, операционально-деятельностный, личностный, эмоционально-ценностный и конативный компоненты. Все выделенные компоненты тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимодействие указанных компонентов игровой компетентности как единой и целостной системы составляет ее своеобразную архитектонику. Игровая компетентность - это специфическая характеристика личности учителя, свидетельствующая об его способности и готовности эффективно применять игровые технологии. В формировании игровой компетентности будущих учителей особую роль играет когнитивный компонент: совокупность знаний студентов об игре как ведущей деятельности дошкольника, об общих и специфических чертах игровой деятельности, понимание различных теорий происхождения игры, особенностей дидактических игр; наличие собственного опыта участия в деловых и ролевых играх на занятиях по психологическим и педагогическим дисциплинам, а также опыта проектирования и проведения игровых технологий в студенческой группе и школьном классе на производственной практике.

Операционально-деятельностный компонент игровой компетентности включает необходимые умения, навыки, компетенции (диагностическую, прогностическую, коммуникативную, рефлексивную, проектировочную и др.), а также владение алгоритмом организации различных игр.

Эмоционально-ценностный компонент игровой компетентности мы связываем с принятием студентами игровых технологий как личностной и профессиональной ценности. Позитивно воспринимая различные игровые технологии, студенты понимают их значительные потенциальные возможности в личностном развитии ребенка, их влияние на становление мышления, воображения, фантазии детей; осознают их значимость в стимулировании познавательного интереса к предмету, в развитии гуманистических межличностных отношений в группе. Эмоционально-ценностный компонент связан с наличием у будущих учителей личных предпочтений, с их избирательным отношением к различным играм. Вместе с тем, студенты понимают, предвидят и стараются нейтрализовать возможные негативные последствия используемых игровых технологий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Взаимосвьзь педагогического общения и характера профессиональной деятельности учителя
Общение педагога с детьми является не фоном, на котором решаются задачи обучения и воспитания, а важнейшей составля­ющей профессиональной деятельности. От того, насколько эф­фективно решает учитель коммуникативные задачи, зависит и успешность развития детей, и становление профессионализма педагога. ...

Методы и средства стимулирования мотивации учения
Когда ребенок приходит в школу, мотив его деятельности часто свободен от содержания учебной деятельности. Он может исполнять указания учителя из чувства несвободы вдали от мамы, из игрового мотива и др. Лишь постепенно учитель и семья подводят ребенка к пониманию того, что ученье должно осуществлят ...

Использование метода проектов в современной школе и дошкольных учреждениях
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Е.С. Полат отмечает, что родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время идея метода проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается преж ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru