Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Страница 2

Таким образом, компетентность – это специфическое образование, характеристика личности, свидетельствующая об её способности и готовности выполнять какие-либо функции в пределах определенных компетенций. Компетенция – это информационная осведомленность, наличие знаний, умений, способов деятельности в конкретной предметной области, с одной стороны, а также совокупность полномочий и прав, с другой стороны. Мы считаем, что отождествлять понятия «компетентность» и «компетенция» нецелесообразно, так как в профессионально-педагогической практике они несут разную смысловую нагрузку. Хотя ряд исследователей (А.А. Петров, В.Г. Горчакова, С.Е. Шишов и др.) часто употребляют эти понятия как конгруэнтные дефиниции. Компетентность – более широкое, более емкое понятие, чем компетенция. Компетентность учителя как интегративная характеристика складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций. Можно утверждать, что определенным образом структурированная совокупность компетенций выступает основанием становления компетентности как профессионально-личностной черты учителя.

Профессиональная компетентность учителя – это основной показатель его профессионализма как особого интегративного образования личности, проявляющегося в многообразной и многогранной педагогической деятельности.

Компетенция – «круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом», а компетентность – «обладание компетенцией, т.е. знаниями, позволяющими судить о чем-либо». Таким образом, различие в понятиях компетенция и компетентность состоит в том, что последняя из этих дефиниций носит субъективированный характер. То есть компетентный специалист – это субъект, владеющий определенными компетенциями (знаниями, умениями, способами действия, моделями поведения, опытом), позволяющими ему результативно осуществлять профессиональную деятельность в определенной области. Субъектность профессионально-педагогической компетентности определяет особую специфику данного явления, зависящего от личностных качеств носителя педагогической профессии. Анализ различных подходов к определению сущности профессионально-педагогической компетентности стал той базой, которая позволила нам рассмотреть в качестве видового понятия «игровую компетентность» учителя.

Исследователи утверждает, что компетентность - это состояние адекватного выполнения задачи; для компетентного специалиста характерно наличие аналитического мышления, позволяющего ему критически относиться к содержанию и характеру деятельности, способам ее осуществления, принятию решения; компетентность подразумевает постоянное расширение общекультурного и профессионального кругозора; предполагает содержательный и процессуальный компоненты. Нам близка идея, что компетентность - мобильность знания, плюс гибкость метода, плюс критичность мышления.

Н.В. Кузьмина в числе общих признаков компетентности преподавателя справедливо указывает, наряду с владением специальными знаниями, владение специальными умениями, специальные свойства личности и характера.

На основе «модели профессионального пространства» Н.В. Кузьминой, Е.И. Рогов формулирует сущность профессиональной компетентности учителя как «совокупность физических, психических, личностных и социальных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач».

Нам близка позиция исследователей (Е.В. Попова, Н.Е. Костылева), рассматривающих профессионально-педагогическую компетентность как максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющих достичь качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. Профессионально-педагогическая компетентность рассматривается как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции социально-педагогического опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающих готовность учителя к выполнению профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность специалиста с высшим образованием - это сложная единая система внутренних психических состояний и свойств личности специалиста…эта система не поддается прямому наблюдению, а проявляется косвенно в процессе и результате профессиональной деятельности (Ю.В. Варданян).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Методика и организация обучения учащихся 7 класса вязанию крючком на основе метода проектов
Целью преподавания раздела "Художественная обработка материалов" в 7 классе является развитие художественно-эстетических способностей и личностных качеств учащихся, формирование у них знаний и умений по художественной обработке материалов, т.е. по технике филейного вязания крючком. Учащим ...

Преимущества дистанционного образования
Сегодня дистанционное обучение является одним из наиболее активно развивающихся направлений в образовании. Существующие возможности аппаратно-программного обеспечения современных компьютеров и Web-серверов позволяют разрабатывать интерактивные программы для получения образования посредством глобаль ...

Значение преподавания математики для формирования научного мировоззрения школьников
Под мировоззрением понимают систему взглядов на окружающий нас мир, на возможность его познания человеком, на отношение к обществу и труду. Таким образом, мировоззрение представит собой целый комплекс представлений о реальном мире, о его познаваемости, об отношении человека к труду, к другим людям, ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru