Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Страница 2

Таким образом, компетентность – это специфическое образование, характеристика личности, свидетельствующая об её способности и готовности выполнять какие-либо функции в пределах определенных компетенций. Компетенция – это информационная осведомленность, наличие знаний, умений, способов деятельности в конкретной предметной области, с одной стороны, а также совокупность полномочий и прав, с другой стороны. Мы считаем, что отождествлять понятия «компетентность» и «компетенция» нецелесообразно, так как в профессионально-педагогической практике они несут разную смысловую нагрузку. Хотя ряд исследователей (А.А. Петров, В.Г. Горчакова, С.Е. Шишов и др.) часто употребляют эти понятия как конгруэнтные дефиниции. Компетентность – более широкое, более емкое понятие, чем компетенция. Компетентность учителя как интегративная характеристика складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций. Можно утверждать, что определенным образом структурированная совокупность компетенций выступает основанием становления компетентности как профессионально-личностной черты учителя.

Профессиональная компетентность учителя – это основной показатель его профессионализма как особого интегративного образования личности, проявляющегося в многообразной и многогранной педагогической деятельности.

Компетенция – «круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом», а компетентность – «обладание компетенцией, т.е. знаниями, позволяющими судить о чем-либо». Таким образом, различие в понятиях компетенция и компетентность состоит в том, что последняя из этих дефиниций носит субъективированный характер. То есть компетентный специалист – это субъект, владеющий определенными компетенциями (знаниями, умениями, способами действия, моделями поведения, опытом), позволяющими ему результативно осуществлять профессиональную деятельность в определенной области. Субъектность профессионально-педагогической компетентности определяет особую специфику данного явления, зависящего от личностных качеств носителя педагогической профессии. Анализ различных подходов к определению сущности профессионально-педагогической компетентности стал той базой, которая позволила нам рассмотреть в качестве видового понятия «игровую компетентность» учителя.

Исследователи утверждает, что компетентность - это состояние адекватного выполнения задачи; для компетентного специалиста характерно наличие аналитического мышления, позволяющего ему критически относиться к содержанию и характеру деятельности, способам ее осуществления, принятию решения; компетентность подразумевает постоянное расширение общекультурного и профессионального кругозора; предполагает содержательный и процессуальный компоненты. Нам близка идея, что компетентность - мобильность знания, плюс гибкость метода, плюс критичность мышления.

Н.В. Кузьмина в числе общих признаков компетентности преподавателя справедливо указывает, наряду с владением специальными знаниями, владение специальными умениями, специальные свойства личности и характера.

На основе «модели профессионального пространства» Н.В. Кузьминой, Е.И. Рогов формулирует сущность профессиональной компетентности учителя как «совокупность физических, психических, личностных и социальных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач».

Нам близка позиция исследователей (Е.В. Попова, Н.Е. Костылева), рассматривающих профессионально-педагогическую компетентность как максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющих достичь качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. Профессионально-педагогическая компетентность рассматривается как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции социально-педагогического опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающих готовность учителя к выполнению профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность специалиста с высшим образованием - это сложная единая система внутренних психических состояний и свойств личности специалиста…эта система не поддается прямому наблюдению, а проявляется косвенно в процессе и результате профессиональной деятельности (Ю.В. Варданян).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента
Целью контрольного эксперимента было выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник. Контрольный эксперимент был проведен в виде занятия по сюжетному рисованию с использованием нетрадицио ...

Динамика уровня сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста
В результате, проведенной работы, была создана необходимость в проверке эффективности работы, проведенной нами, направленной на формирование вежливости детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры. Целью контрольного эксперимента стало выявление динамики в уровнях сформирован ...

Вариативный подход в обучении химии
Разработка учебных курсов вариативного компонента учебного плана, как и любого учебного предмета, предполагает определение его содержания и структуры. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо выявить систему положений, определяющих роль оснований, учет которых позволит отобрать учебный мат ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru