Тема: «Социально-экономическое положение западно-украинских земель во второй половине ХІХ в. Формирование рыночных отношений» (урок 1).
Цель урока:
- донести о колониальном характере экономической политики;
- натуральный характер товарообмена, который сложился во второй половине ХІХв. между западно-украинскими землями и Австрийской империей;
- формирование у учеников умений и навыков прослеживать причинно-следственные связи исторических процессов;
- воспитывать уважительное отношение учеников к успехам в развитии экономики, достигнутым предыдущими поколениями.
Оборудование: учебник, историко-этнографическая карта Украины, контурные карты.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
3. Изучение нового материала.
а) Реформы в Австрийской империи и изменения административно-политического устройства западно-украинских земель.
б) Влияние аграрной реформы 1848г. на развитие экономики. Изменения в сельском хозяйстве.
в) Начало трудовой эмиграции украинцев.
4. Закрепление новых знаний и умений.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учеников.
Беседа на повторение.
1. Что было характерным для развития социально-экономических отношений в западно-украинских землях на протяжении первой половины ХІХ в.?
2. Какими были основные тенденции экономического развития западно-украинских земель в первой половине ХІХв.?
Прослушав ответы учеников, учитель делает вывод: революционные события 1848-1849 гг. в Австрийской империи привели к глубоким изменениям в положении западных украинцев. Революция повлияла на все стороны жизни, но сельское хозяйство оставалось ведущей отраслью. Нехватка орной земли порождала негативные социальные последствия.
ІІІ. Изучение нового материала.
1. Реформы в Австрийской империи и изменения административно-политического устройства западно-украинских земель.
Лекция.
После революции 1848г. в Австрийской империи наступил период «баховской реакции». В 60-ые гг. в стране стали назревать политические реформы. Конституция, принятая в 1867г., провозглашала равноправие граждан в государственных учреждениях, судах и школах. В 1868 г. унитарная Австрийская империя была преобразована в дуальную Австро-Угорскую империю.
Изменения положения западно-украинских земель.
Восточной Галицией продолжал управлять австрийский наместник (его назначали из числа польских магнатов), край получил ограниченную внутреннюю автономию. В 1861г. во Львове начал работу Галицкий областной сейм. Восточная Галиция продолжала оставаться в составе Королевства Галиции и Лодомерии. Северная Буковина имела внутреннее самоуправление – Сейм, в котором доминировали румыны и немцы. Закарпатье стало частью Угорщины, не получив никакого самоуправления.
Работа с контурной картой.
Обозначьте границы Восточной Галиции, Северной Буковины, Закарпатья.
2. Влияние аграрной реформы 1848г. на развитие экономики. Изменения в сельском хозяйстве.
Рассказ учителя.
Аграрная реформа 1848г. в западноукраинских землях освободила крестьян освободила крестьян от остатков крепостничества. За отмену панщины помещики получили денежную компенсацию: часть- от государства, часть – от крестьян. В пользу помещиков решался и земельный вопрос. В соответствии с аграрной реформой 1848г. за крестьянами должны были сохраниться те земли, которыми они пользовались до реформы. В результате в руках помещиков Восточной Галиции оказалось 44% земельной площади, Буковины – 54%, Закарпатья – 70%.
Во второй половине ХІХ в. в западноукраинских землях резко выросло количество населения (демографический взрыв) – в Галиции численность населения на 1 кв. км. в сельской местности в 1857г составляла 32 человека, а в 190-г – 102.чел. В условиях увеличения количества детей в семье и раздела между ними земли шел процесс уменьшения размеров крестьянских наделов.
Западная Украина и после отмены крепостного права еще долго оставалась отсталым аграрным регионом. В Восточной Галиции и северной Буковине в сельском и лесном хозяйстве было занято почти 75% населения, а в промышленности – менее 10%. На протяжении второй половины ХІХ в. в сельском хозяйстве западноукраинских земель постепенно происходила аграрная эволюция, оно переходило на рыночный путь развития. Политика Габсбургов способствовала обнищанию крестьян, вследствие чего многие из них покидали родной край, эмигрируя в Америку.
3. Начало трудовой эмиграции украинцев.
Рассказ учителя.
Эмиграция (лат.) – переселение, вынужденное или добровольное перемещение людей из своей страны в другое государство по экономическим (трудовая эмиграция), политическим или религиозным причинам.
Другое о образовании:
Биологическое разнообразие насекомых
Класс насекомых относится к типу членистоногих, где вместе с многоножками они образуют подтип трахейнодышащих. От близких групп членистоногих они отличаются следующей комбинацией признаков: тело поделено на голову, грудь и брюшко, имеется три пары ходильных ног, у большинства видов развиты крылья. ...
История
становления классного руководства в российской школе
До 1917 в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских — классные дамы (осуществлявшие главным образом надзор за поведением учащихся). После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей ст ...
Общее понятие о культурной форме и функция учителя
как посредника
Предельный контекст анализа и проектирования образовательных ситуаций описывается схемой трансляции культуры. Эта схема сама по себе двойственна. С одной стороны, она описывает "максимальный" контекст, рассматривая образование даже не просто как исторически развивающийся социокультурный и ...