Организация учебно – воспитательного процесса школьников посредством конструктивно – проектировочной деятельности педагога

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Организация учебно – воспитательного процесса школьников посредством конструктивно – проектировочной деятельности педагога

Сложность и многоплановость педагогической деятельности, ее творческий характер не позволяют найти и применять един­ственно верный способ - принятие решения в каждой конкрет­ной педагогической ситуации. Это предопределяет необходимость прогнозирования педагогом предстоящей деятельности, необхо­димость проектирования и моделирования вариантов своих дей­ствий с учетом возможных изменений ситуации, а также предвидения последствий собственных действий.

Вза­имодействие с развивающейся личностью ребенка требует, чтобы любое действие, слово, поступок учителя всегда приносили по­ложительные результаты. Прогностическая деятельность выражается в умении педагога определять направление воспитательной работы, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательного процесса, про­гнозировать ее результаты, особенности изменений в развитии личности. Кроме того, результаты педагогической деятельности часто удалены во времени от непосредственного воздействия на личность ребенка. Поэтому педагог должен уметь прогнозировать свою деятельность на несколько шагов вперед, видеть варианты решения одной и той же задачи с учетом конкретной ситуации, видеть возможные последствия своих профессиональных действий.

Конструктивно-проектировочная деятельность педагога органи­чески связана с прогностической. Она обеспечивает отбор и орга­низацию содержания учебного материала, который должен быть усвоен учащимися; проектирование деятельности учащихся, при которой информация может быть усвоена; проектирование соб­ственной будущей деятельности и поведения в процессе общения с детьми. Проектировочная деятельность предполагает также по­становку дальних, перспективных целей обучения и воспитания, а также планирование стратегий и способов их достижения.

Организаторская деятельность педагога связана с вовлечением учащихся в педагогический процесс и стимулированием их ак­тивности. Она реализуется через отбор и структурирование ин­формации в процессе сообщения ее учащимся; организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственно­го взаимодействия с детьми.

При планировании профессиональной деятельности важно учи­тывать не только содержание и методы педагогического воздей­ствия, но и неожиданные ситуации, которые могут возникнуть при ее осуществлении. Поэтому моделирование и проигрывание подобных ситуаций позволяет увидеть последствия того или ино­го решения, принятого педагогом.

Содержательно занятия включают различные виды педагоги­ческой деятельности: учебную, внеучебную, коммуникативную, организационную. Творческий характер заданий дает возможность легко видоизменять их, наполнять новым содержанием, структу­рировать в соответствии с уровнем подготовленности и в зави­симости от профессиональных интересов и запросов.

Особое место в учебном процессе должны занимать задания, направлен­ные на формирование навыков моделирования игровой деятель­ности, а также использование ролевых игр, позволяющих воссоз­дать ситуации творческого профессионального поиска.

Специфика педагогической деятельности заключается в том, что постоянно возникающие непредвиденные ситуации в ходе живого общения педагога с детьми сами собой провоцируют им­провизационные действия педагога. И часто неумение отступить от намеченного, неспособность прореагировать на педагогическую ситуацию приводят к различным негативным последствиям в про­фессиональной деятельности.

Артеменко О.Н., Макадей Л.И.

Ставрополь,

Ставропольский государственный университет

Другое о образовании:

Организация учебно – воспитательного процесса школьников посредством конструктивно – проектировочной деятельности педагога
Сложность и многоплановость педагогической деятельности, ее творческий характер не позволяют найти и применять един­ственно верный способ - принятие решения в каждой конкрет­ной педагогической ситуации. Это предопределяет необходимость прогнозирования педагогом предстоящей деятельности, необхо­димо ...

Государственный стандарт начального общего образования в России
В настоящее время в начальной школе РФ действует «стандарт второго поколения» (2004 год), но до вступления этого стандарта в силу, действовал стандарт «первого поколения» (1998 года). В 1999 году все начальные школы РФ «осуществили переход» на четырёхлетнюю начальную школу. Стандарт начального обра ...

Развитие речи
В непосредственной связи с развитием мышления находится воспитание культуры речи. Нередко преподаватели внимательны, только к тому содержанию, которое излагает учащийся, но не очень следят за тем, как он говорит. Такой подход не может считаться оправданным. Математик не может быть безразличным не т ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru